Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По рекламе и размещению в Юркаталоге звоните:

+375 44 77-361-33

Эксперты комментируют объединение «Боровцов и Салей» и «ЮрЗнак».

В Беларуси в последние годы все чаще можно прочитать новости об объединении юридических фирм, адвокатских бюро, отдельных адвокатов или юристов. Последней громкой новостью стало объединение команды «Боровцов и Салей», которая работает на рынке более 20 лет и хорошо известна за пределами Беларуси, с амбициозной и активной командой «ЮрЗнак», которая в этом году отметит свое 8-летие.

«Юркаталог» задался вопросом: объединение – это  такой способ выжить в кризис или естественный путь развития? И на каком этапе развития юрфирмы/ адвокатского бюро стоит задуматься о поиске партнеров для совместной работы? Эти вопросы мы задали партнерам ведущих юридических компаний Беларуси и партнеру аудиторской компании. Также мы попросили проанализировать сильные и слабые стороны объединенной команды и предположить, какой стратегии будет придерживаться объединенная команда «Боровцов и Салей».

 

Про объединения

Дмитрий Бохан

Дмитрий Бохан

Дмитрий Бохан, управляющий партнер юридической фирмы «Верховодко и Партнеры»,  уверен, что объединения юрфирм, которые происходят в последнее время, в том числе и объединение «Боровцов и Салей» и «ЮрЗнак», – это осознанный путь развития, выбранный создателями и партнерами компаний для укрепления своих позиций на рынке юридических услуг.

Дмитрия Бохана поддержали все коллеги, к которым обратился «Юркаталог».

 

Максим Сологуб

Максим Сологуб

Максим Сологуб, партнер Адвокатского бюро SORAINEN, заметил, что консолидация бизнеса, появление более крупных фирм (что мы наблюдаем в последние года три) соответствует развитию экономики, следует ее потребностям, свидетельствует о большей зрелости рынка.  Максим Сологуб «позволил себе помечтать», что не так далеко времена, когда в составе юридических фирм будет по 15 – 20 партнеров, сотни юристов, и для всех них будет много работы.

Максим Сологуб отметил:

«Готовность к объединению возникает у каждой фирмы индивидуально, кто-то может быть готов через два года работы на рынке, кто-то – через двадцать.  Объединение видят как способ дальнейшего роста бизнеса, захват большей доли рынка.  Обычно выбирают партнеров, которые могут усилить существующие компетенции или добавить новые – приведя команду, клиентов, принеся ноу-хау и репутацию».

Екатерина Забелло

Екатерина Забелло

Екатерина Забелло, партнер Адвокатского бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры», рассказала о мотивах, которыми в свое время руководствовались при объединении юридические фирмы «Власова и партнеры» и «Михель и партнеры» и предположила мотивы «Боровцов и Салей»:

«Наверное, нет универсальных ситуаций, в которых можно сказать, к примеру, «при наступлении обстоятельства Х начинайте задумываться об объединении», или «приняв решение об объединении, ищите юридическую фирму по параметрам X, Y и Z». Например, когда в 2007 г. объединялись юридические фирмы «Власова и партнеры» и «Михель и партнеры», мы руководствовались такими мотивами, как создание крупнейшего национального бренда, расширение спектра предлагаемых услуг за счет компетенций новых партнеров, увеличение числа клиентов, внедрение новых технологий управления деятельностью по оказанию юридических услуг. Думаю, в случае «Боровцов и Салей» мотивы были схожими, но не исключаю наличия у участников альянса и других, субъективных мотивов».

 

Также «Юркаталог» попросил проанализировать сильные и слабые стороны объединенной команды и предположить, какой стратегии будет придерживаться объединенная команда «Боровцов и Салей».

 

О сильных сторонах

Екатерина Забелло:

«В данном случае, на мой взгляд, можно говорить о слиянии разных, но удачно дополняющих друг друга качеств: молодость, технологичность и мобильность команды «ЮрЗнак» с многолетним опытом, респектабельностью и я бы даже сказала «олдскульностью» команды «Боровцов и Салей». А общим качеством обеих команд является, безусловно, профессионализм.

Изменится, конечно, и стратегия объединенной команды. Но как именно – за этим, думаю, интересно будет наблюдать всем участникам рынка. Не берусь предсказывать, какой именно путь развития станет доминирующим, и кого объединенная команда в первую очередь будет видеть своими клиентами: крупных иностранных инвесторов с их точечными, но громкими и масштабными проектами, как это было в «Боровцов и Салей», либо белорусский, преимущественно средний бизнес, с необходимостью решения его повседневных задач.  То обстоятельство, что объединенная команда будет работать под брендом «Боровцов и Салей», может косвенно указывать на выбор первой стратегии, но может быть и просто договоренностью между name partners, или, например, сложностью международной транслитерации бренда «ЮрЗнак».

Павел Царев

Павел Царев

 

Павел Царев, управляющий партнер ООО «Бейкер Тилли Бел» :

«Полагаю, что каждая из этих компаний имеет свои сильные стороны, причем не только в профессиональном плане, но и в построении рыночной стратегии. Так, компания «Боровцов и Салей» является одной из старейших и авторитетнейших компаний Беларуси, хорошо известной за пределами Республики Беларусь. Компания «ЮрЗнак», на мой взгляд, очень активна на белорусском рынке, по-хорошему амбициозна, доказала свою состоятельность в юридическом бизнесе. Объединение этих качеств, безусловно, должно привести к развитию теперь уже общего дела.

Предполагаю, что на первом этапе определенных усилий у части коллектива потребует перестройка привычных моделей поведения на рынке. Все же компании работали в разных нишах. Но уверен, что коллеги найдут в себе силы на изменения. Главное, их не бояться. Думаю, что компания продолжит работать именно в том сегменте, в котором успешна фирма «Боровцов и Салей», усилив свои конкурентные преимущества судебной практикой и экспертной активностью в СМИ ребят из «ЮрЗнака».

Максим Сологуб:

«Не вызывает сомнений, что объединились две сильные команды профессиональных юристов с серьезной рыночной репутацией.  Если интеграция пройдет успешно, то преимуществом будет больший ресурс фирмы, возможность вести большее количество проектов.  Может повыситься эффективность маркетинга за счет использования имеющегося ресурса в пользу объединенной организации.  Это обычные положительные последствия подобных объединений».

Тимур Сысуев

Тимур Сысуев

Тимур Сысуев, партнер Адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ», более подробно остановился на преимуществах объединенной команды:

«В первую очередь, это хороший партнерский состав, где все люди являются признанными экспертами и специалистами: есть сложившиеся люди, которые подходят к работе, как Василий Салей, рационально, имеют большой опыт в управлении, во взаимодействии с клиентами, имидж, репутацию и т.д. Есть сильные эксперты, как Александр Ботян. И есть некая молодая кровь в лице Максима Знака и его команды, которая направлена на продвижение в профессиональной среде, клиентской среде и бизнес-среде.

Второй момент. Естественно они усилят свое судебное направление.

Третий момент. Любое подобное событие (объединение – «Юркаталог») всегда подогревает интерес, особенно если его правильно подать. И под этот подогретый интерес они могут получить определенные преимущества.

Четвертый немаловажный момент. В большой фирме у молодежи больше возможностей, и они туда идут с большей охотой работать и развиваться. Это еще один плюс с точки зрения возможности привлечения новых специалистов. Потому что фирма уже перестает быть бутиком, где все решает один человек. Это становится большой фирмой с определенным порядком принятия решений, с определенными правилами игры и т.д.

Пятый момент.  У «Боровцов и Салей» была клиентская база – это иностранцы. У них до недавнего времени не было, и они про это четко говорили, белорусского клиентского сегмента. У «ЮрЗнак» белорусский клиентский сегмент большой. Но белорусский клиентский сегмент сам по себе очень сложный. Он требовательный, он не понимает, за что и какие деньги нужно платить, какие продукты получать за это и что вообще является юридическим продуктом. Интересно, насколько они смогут адаптироваться в рамках своей широкой команды к потребностям белорусских клиентов, не потеряв тех механизмов, связанных с гонорарообразованием, которые у них были, и тех подходов, тех высоких ставок, которые они зачастую предлагали».

 

О предстоящих трудностях

Безусловно, не обойдется и без трудностей.

Максим Сологуб:

«Уверен, что коллеги прекрасно видят и вызовы, которые бросает им объединение.  Как говорил один мой знакомый партнер английской юридической фирмы, недавно возглавивший один из офисов после глобального слияния, реальная интеграция не происходит, пока люди из разных организаций не начинают работать над заданием одного клиента.  У юристов неизбежно разнятся используемые в работе приемы, профессиональные привычки, в конце концов, биоритмы, не говоря уже о мнениях по юридическим вопросам.  Неизбежны определенные культурные, коммуникационные барьеры, которые необходимо преодолевать.  Это трудная и кропотливая работа. И, разумеется, задача любой организации – чтобы клиенты в объединении увидели только позитив, новые преимущества в работе со знакомыми профессионалами.  При этом нужно не забывать про возможные конфликты интересов:  часто бывает, что если фирмы в прошлом обслуживали клиентов с противоположными интересами, то после объединения приходится выбирать, с кем из них работать дальше».

 

P.S. Все участники опроса в свою очередь пожелали объединенной команде «Боровцов и Салей» профессиональных успехов, плодотворной работы и чтобы у них все получилось. Потому что, как заметил Тимур Сысуев, сильные конкуренты усиливают всех остальных, они дают возможность дальше совершенствоваться. 

2521