Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

Если вам нужна помощь юриста или адвоката, звоните или пишите:

+375 25 664 39 20, info@jurcatalog.by

Меню

Указ № 302 получил вторую жизнь или Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь № 685 от 29 декабря 2007 г. «О дополнительных условиях осуществления предпринимательской деятельности»

Илья Латышев, юрист

В последний рабочий день уходящего 2007 года был издан Указ Президента Республики Беларусь № 685 от 29 декабря 2007 г. «О дополнительных условиях осуществления предпринимательской деятельности» (далее – Указ № 685).

Этим Указом была дана возможность физическим лицам, зарегистрированным до 1 января 2008 г. в качестве индивидуальных предпринимателей создать частные унитарные предприятия в порядке и на условиях, определенных Положением о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. № 302 (далее, соответственно – Положение, Указ № 302), и Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 496.

Таким образом, Указ № 685, образно говоря, дал вторую жизнь Указу № 302 и предусмотренному им льготному порядку перевода бизнеса индивидуальных предпринимателей в формат частного унитарного предприятия.

Однако вторая жизнь будет недолгой – всего до 1 марта 2008 г. Именно до этой даты индивидуальные предприниматели должны обратиться в регистрирующий орган для государственной регистрации создаваемого ими унитарного предприятия.

Как можно заметить, Указ № 685 дает возможность в льготном порядке перевести бизнес в формат частного унитарного предприятия большему количеству индивидуальных предпринимателей, нежели Указ № 302. Последний, напомним, распространял свое действие только на тех, кто был зарегистрирован в качестве предпринимателя до 01 января 2007 года.

Многие предприниматели, зарегистрированные после этой даты, не обращали на данный нюанс внимания, подавали документы на регистрацию унитарного предприятия и получали от регистрирующих органов отказ в его регистрации.

Думается, эти предприниматели, а также те, кто в силу названного ограничения не смог воспользоваться процедурой Указа № 302 и был вынужден зарегистрировать юридическое лицо в общем порядке, почувствуют себя, мягко говоря, обманутыми.

Указ № 685 также предусматривает, что до обращения в регистрирующий орган для государственной регистрации унитарного предприятия индивидуальный предприниматель вправе подать в налоговый орган заявление о возврате превышения сумм налоговых вычетов. Крайний срок для подачи подобного заявления – 15 февраля 2008 г.

Кроме того, Указ № 685 вносит некоторые коррективы в Положение, утвержденное Указом № 302. Эти коррективы в большей степени вызваны изменением с 01 января 2008 г. порядка государственной регистрации субъектов хозяйствования (см. Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 г. № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11»).

Во-первых, из перечня документов, подаваемых индивидуальными предпринимателями в регистрирующие органы исключены три документа:

справка Министерства юстиции о согласовании наименования унитарного предприятия;

анкета образца, установленного регистрирующим органом, на учредителя — физическое лицо;

гарантийное письмо или другой документ, предоставленные арендодателем, ссудодателем, иным лицом, подтверждающие право на размещение унитарного предприятия после его государственной регистрации по заявленному месту нахождения.

Наименования юридических лиц после 01 января 2008 г. согласовывают соответствующие исполкомы, а не Минюст.

Анкета на учредителя сейчас вообще не предоставляется, равно как и гарантийное письмо на помещение, где будет размещаться «юридический адрес» унитарного предприятия и которое после создания унитарного предприятия будет предоставлено ему в аренду или безвозмездное пользование.

Что касается унитарных предприятий, место нахождения которых предполагается в жилых помещениях, то для их государственной регистрации учредитель дополнительно представляет в регистрирующий орган документ, подтверждающий право собственности (право долевой собственности) на жилое помещение физического лица – собственника имущества унитарного предприятия, заявление о согласии собственника (сособственника) жилого помещения частного жилищного фонда, а также всех совершеннолетних членов семьи собственника (сособственника) жилого помещения, проживающих в жилом помещении, на размещение в таком помещении данного унитарного предприятия.

Также сокращается срок государственной регистрации унитарного предприятия, постановки его на учет в качестве плательщика в налоговых органах, органах государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, в качестве страхователя в организациях, осуществляющих обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней. Сейчас – 15 рабочих дней.

Следует отметить, что Указ № 685 в два раза уменьшает размер административной ответственности унитарных предприятий при совершении ими по 31 декабря 2009 г . административных правонарушений.

Однако для того чтобы эта норма «сработала», необходимо наличие ряда условий: добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на унитарное предприятие обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, а также наличие иных обстоятельств, признанных смягчающими судом, органом, ведущим административный процесс, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

В качестве общего резюме по комментируемому Указу отметим следующее.

Сегодня сложно прогнозировать отношение к Указу № 685 со стороны его «целевой аудитории» — предпринимателей, которые все еще не перевели свой бизнес в формат юридического лица.

Был бы этот документ издан 10 ноября 2007 года, он однозначно был бы воспринят с энтузиазмом, поскольку все его ждали и до самого последнего момента верили в его появление. Однако этого не произошло – и энтузиазм тех, у кого он был, скорее всего уже перегорел.

Кроме того, с 01 января 2008 года начала действовать норма части второй пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. N 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» о том, что деятельность индивидуального предпринимателя с 1 января 2008 г. может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки).

То есть с этой даты большинство индивидуальных предпринимателей, применявших ранее наемный труд, смогут работать только сами либо с привлечением членов семьи и близких родственников. Либо – что скорее всего и произойдет – вообще остановят свою деятельность.

Отмена этой нормы также ожидалась предпринимательским сообществом. Однако и это ожидание не сбылось. Хотя рискнем высказать предположение о том, что ввести мораторий на применение этой нормы до 01 марта 2008 года параллельно с продлением льготного порядка открытия УП в Указе № 685 было бы более чем логично.
Поэтому на сегодняшний день льготы, предоставляемые Указом № 302, вряд ли будут определяющими при принятии предпринимателями решения о создании юридического лица.

Те из них, кто хотел продолжить бизнес после 01 января 2008 года с использованием наемных работников, уже создал для этого юридическое лицо (либо разработал иную схему продолжения бизнеса).

А большинство из тех предпринимателей, кто юридического лица еще не создал, вряд ли будет делать это сейчас только из-за того, что «переход из ИП в УП» все-таки продлили.

6486
Если материал был вам полезен, помогите Юркаталогу рублем!
Есть вопрос по этой теме? Заполните заявку - и мы с вами свяжемся!
Заказать звонок
В формате +375 12 345 67 89
Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.