Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По рекламе и размещению в Юркаталоге звоните:

+375 44 77-361-33

Работа с рисками бизнеса по привлечению к ответственности: опыт профессионалов

Одной из центральных тем проводимого 22 апреля 2016 г. Международного конгресса юридических служб LawSpring-2016 будет являться организация работы по упреждению рисков привлечения к ответственности.

 

Денег в бюджете нет – риски штрафов растут

В нашей стране в последнее время существенно увеличились риски привлечения к ответственности субъектов хозяйствования. Причин этому несколько, и не все из них связаны с экономическим кризисом и усиленным изысканием денег для пополнения бюджета. Первой причиной являются растущие навыки контролирующих органов по поиску и выявлению незаконных схем работы, на которые еще недавно совсем не обращали внимание. Это и использование индивидуальных предпринимателей вместо работников для экономии на налогах и взносах в ФСЗН, и использование контролируемых организаций для получения маржи вне налоговой юрисдикции Беларуси, и уменьшение прибыли путем контролируемой оплаты товарного знака, и другие направления, которые раньше работали, а сейчас – нет. Ну и то, что бюджет испытывает проблемы, является немаловажным фактором для более серьезного отношения к вопросам безопасности.

 

Современный бизнес должен знать, как работать с рисками

С учетом тех условий, в которых оказались субъекты хозяйствования в нашей стране, сейчас на первый план во всем процессе обеспечения безопасности выходит не наличие мощной службы по разрешению проблем или «бюджетирование» штрафов и претензий, а именно работа на упреждение возникновения рисковых ситуаций.

Упреждение рисков является весьма разносторонней и достаточно сложной работой: надо знать, что и как контролируется, какие есть изменения в правилах работы и в практике применения этих правил, и самое главное – какие действия и организационные изменения необходимо произвести в бизнесе, чтобы учесть изменившиеся риски.

Одной из центральных фигур в процессе построения работы с рисками является юридическая служба: ведь большинство рисков как раз и происходит от неправильного применения законодательства, применения не того законодательства, простого нарушения законодательства отдельными подразделениями по разным причинам. И юридическим службам крайне принципиально учиться не героически справляться с проблемами, а работать на их упреждение и минимизацию.

 

Работа с рисками: опыт профессионалов

Работе юридической службы с рисками посвящен один из центральных блоков проводимого 22 апреля 2016 г. Международного конгресса юридических служб LawSpring-2016. Мероприятие является уникальным для белорусского рынка – здесь будет не голая теория, а практика тех, кто работает в реальных условиях, сталкивается с проблемами и находит их решения.

Последним нововведениям в сфере борьбы с использованием лжепредпринимательских структур будет посвящено выступление Николая Иванькова, начальника отдела правового обеспечения, информации и работы с обращениями граждан Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Одним из существенных изменений в данной сфере является расширение прав контролирующих органов по признанию первичных учетных документов не имеющими юридической силы и понуждению субъектов хозяйствования к «добровольному» погашению задолженности. В связи с этим знание практики работы контролирующих органов, подходов к оценке документов является как никогда актуальным. Тем более что, судя по косвенным признакам, определенная ставка в борьбе с уклонением от уплаты налогов сделана на максимальное привлечение к ответственности тех, кто пользуется услугами таких компаний. И понятно, что среди тех, кто знает, зачем и для чего он с такими компаниями сотрудничает, найдется немало тех, кто даже и не подозревает, что его контрагент, нынешний и прошлый, вдруг решил стать «помойкой».

Второй темой, о которой стоит побеспокоиться бизнесам уже сейчас, является введение института электронных счетов-фактур. Введение аналогичного механизма в Российской Федерации выявило, что чуть ли не 2/3 компаний являются фиктивными и не платят налоги в бюджет. Механизм достаточно прост – все налоги, уплачиваемые в цепочке движения товара, учитываются в специальной системе. Последствия тоже непросты – это и контроль за трансфертным ценообразованием (судя по информации из открытых источников, именно это является основной претензией к «Консулу» и «Франдесе»), и контроль за уплатой НДС по всей цепочке. Причем это касается и добросовестных субъектов хозяйствования – как говорится, система не учитывает умысел или сложившиеся обстоятельства. Также надо понимать, что долго работавшие схемы оптимизации перестают быть такими. Об электронных счетах-фактурах расскажет представитель инициатора такого нововведения – Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

carev

Павел Царев

nikolaeva

Ольга Николаева

Естественно, после формирования картины тех рисков привлечения к ответственности, которые могут иметь место в работе добросовестных субъектов хозяйствования, необходима выработка практических рекомендаций для лиц, обеспечивающих юридическую безопасность бизнеса, по уменьшению этих и других рисков. Такие рекомендации будут выработаны в рамках дискуссии, в которой примут участие Николай Иваньков, Михаил Черников (заместитель генерального директора ОАО «Пивзавод «Оливария»»), Павел Царёв (управляющий партнер аудиторской компании «Бейкер Тилли Бел»), Ольга Николаева (партнер адвокатского бюро «ВМП Власова, Михель и партнеры»). Дискуссионный формат позволит выработать разносторонние рекомендации, учитывающие все разнообразие ситуаций.

Михаил Черников

Михаил Черников

Мы попросили одного из участников дискуссии, Михаила Черникова, поделиться своим видением важности риск-менеджмента на современном предприятии:

– Управление рисками является одним из краеугольных процессов обеспечения экономической безопасности бизнеса. Не вызывает сомнений, что меры по раннему выявлению рисков и их предупреждению отличаются не только высоким уровнем эффективности, но и обладают низкой финансовой нагрузкой по сравнению с затратами, связанными с наступлением неблагоприятных последствий. Фундаментальной необходимостью является развитие культуры управления рисками среди всех функций компании без исключения. Отлаженные процессы обучения сотрудников, идентификация ключевых индикаторов риска (их еще принято называть KRI – key risk indicators) и интеграция в бизнес-процессы позволят вовремя выявлять угрозы и максимально эффективно управлять ими. Тем не менее не стоит забывать о том, что при работе с рисками важно учитывать не только их размер, но и вероятность их наступления. Только принимая во внимание оба элемента с учетом имеющихся ресурсов, компания добьется сбалансированного и разумного риск-менеджмента.

 

Завершится данный блок конгресса выступлением Н. Иванькова по теме выявления и привлечения к ответственности органами финансовых расследований за уклонение от погашения кредиторской задолженности.

 

Подробнее о других тематических блоках конгресса, спикерах и темах доклада смотрите на сайте журнала «Юрист». Там же можно найти информацию об участии в мероприятии. Присоединяйтесь к лучшим юристам нашей страны!

После Международного конгресса юридических служб LawSpring состоится Торжественная церемония награждения победителей конкурса «Лучшие юридические департаменты Беларуси-2015».

logoblok

 

869