Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По рекламе и размещению в Юркаталоге звоните:

+375 44 77-361-33

Вниманию перевозчиков и поставщиков: изменились Правила перевозки грузов

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2016 № 102 внесены изменения в Правила автомобильных перевозок грузов. Постановление приводит нормы Правил в соответствие с Законом «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», конкретизирует состав транспортных и грузосопроводительных документов, которые должны быть оформлены как перевозчиком (п. 15 Правил), так и грузоотправителем (п. 22 Правил), распределяет между ними ответственность за отсутствие таких документов.

Нововведения комментирует Вадим Пашкевич, начальник отдела консалтинга ООО «Юридическая компания «ВЕРДИКТ»:

Существует уже давно сложившаяся практика привлечения перевозчиков к административной ответственности за отсутствие у них при автомобильной перевозке грузов за пределы Республики Беларусь накладной ТТН-1 (дополнительно к межударной накладной CMR) или отсутствия в ТТН-1 подписи грузополучателя – нерезидента о получении груза. Действительно, грузополучатель – нерезидент зачастую не делал отметку о получении груза в накладной ТТН-1 по различным причинам, например, поскольку основным товаросопроводительным документом для него в соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) является накладная CMR, или поскольку ему непонятно содержание ТТН-1, составленной на русском языке.

Как следствие перевозчик привлекается к ответственности за транспортировку товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов) согласно п. 4 ст. 12.17 КоАП.
При чем в подавляющем большинстве случаев помимо штрафа до 50 б.в. суды взыскивают с перевозчика стоимость перевозимых товаров. Данный подход применяется также в отношении уже завершенных перевозок, когда груз был уже доставлен и передан грузополучателю.
Более того, мы сталкивались и с таким подходом суда, когда не только перевозчика привлекают к ответственности, но и поставщика-отправителя, у которого конфискуют товар за нарушение порядка его реализации все по той же статье КоАП.

С принятием Постановления N102 соответствующие пункты Правил изложены в новой редакции и более детально конкретизируют «зону» ответственности перевозчика и грузоотправителя.
Во-первых, обязанность по оформлению накладныхТТН-1 и ТН-2, а также иных грузосопроводительных документов возложена на грузоотправителя (п. 22, 357 Правил).

Во-вторых, установлено, что при осуществлении автомобильной перевозки за пределы Республики Беларусь накладная ТТН-1 не составляется. Вместе с тем в данном случае грузоотправитель должен оформить и передать перевозчику первый экземпляр накладной ТН-2 (п. 22, 23 Правил). Полагаем, что отсутствие у водителя накладной ТН-2 при осуществлении автомобильной перевозки за пределы Республики Беларусь также будет рассматриваться проверяющими органами как транспортировка товаров без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов (п. 4 ст. 12.17 КоАП).

В-третьих, перевозчик освобожден от обязанности проверять правильность оформления и полноту наличия грузосопроводительных документов, независимо от направления перевозки – внутренняя или международная (п. 353 Правил). Кроме того, грузоотправитель несет ответственность за убытки перевозчика, возникшие вследствие отсутствия или неверного заполнения ТТН-1 или иных грузосопроводительных документов (п. 381 Правил).

Таким образом, с учетом изменений обязанность за составление и передачу перевозчику грузосопроводительных документов, в т.ч. «национальных» накладных, а также ответственность за их отсутствие или некорректное оформление возложены на грузоотправителя.

Изменения вступают в силу с 11 марта 2016 г.

1740