Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По рекламе и размещению в Юркаталоге звоните:

+375 44 77-361-33

ВАЛЕНТИНА ЗАВАДСКАЯ: Сейчас клиенты менее платежеспособны

«Видно, что кризис сказался на наших клиентах, потому что есть клиенты, с которыми мы работаем достаточно давно и которые счета оплачивали всегда вовремя. Они добросовестные, не уклоняются. Просто сегодня у них нет возможности оплатить».

О своем решении стать юристом, о своих первых обязанностях при работе в юрфирме, о самостоятельной работе, о выстраивании отношений в коллективе, о партнерских отношениях, о мотивации сотрудников писать практические статьи, о своем отдыхе от работы, а также о многом другом рассказывает адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ» Валентина Завадская.

Валентина Завадская

Валентина Завадская

– Что Вас привело в юриспруденцию?

– До 13 лет я мечтала стать преподавателем. Но как-то посмотрела фильм про адвокатов, которые помогли своему клиенту, как казалось,   по «безнадежному делу». Этот фильм произвел на меня сильное впечатление, и я твердо решила стать юристом.

Мое решение шокировало родных, так как все были уверены, что я будущий педагог. Поступить на юридический факультет на бюджет было сложно, но я не отступила и стала юристом.

– Вы изначально хотели стать адвокатом?

– Изначально очень хотела стать прокурором, осуществлять прокурорский надзор.  Проходила практику в прокуратуре города Пинска. Очень надеялась там остаться, но этого не случилось.

Чуть позже приехала в Минск, решив, что в столице больше перспектив для юридической карьеры. В Минске после трудных поисков устроилась на работу в юридическую компанию. С этого все и началось.

– Расскажите про первую работу в юридической компании.

– Как и многие начинающие юристы в юридической компании, начинала карьеру с вспомогательной работы, в том числе курьерской. Независимо от того, дождь, снег, холодно или жарко, приходилось много бегать.

Всё в юридической компании зависит от тебя, перспективы зависят от тебя. Кто-то устает от такой работы, а кто-то ищет пользу.

Например, если мне давали поручение поехать к нотариусу удостоверить документы, я не просто ждала в очереди, а внимательно изучала такие документы, у меня возникали юридические вопросы, формировалось свое мнение. Я подходила к профессиональным юристам в нашей компании, обсуждала возникшие вопросы. Таким образом, меня заметили и поняли, что я не просто помощник, а будущий юрист.

В последующем стали передавать серьезные поручения: подготовка проектов учредительных документов, исковых заявлений и т.д.

– Почему ушли из юридической компании? Не видели каких-то перспектив?

– В юридической компании всегда есть перспективы, как профессионального, так и карьерного роста. Это обусловлено большим разнообразием возникающих юридических вопросов и видов юридических услуг.

Ушла, потому что решила самостоятельно идти вперед.

– Как появилась «Юридическая компания ДЕ ЮРЕ КОСАЛТ»?

– С Еленой Плавинской работали вместе. Нашли контакт как коллеги, партнеры и друзья.  Пришло время, и мы решили работать самостоятельно. В результате было создано ООО «Юридическая компания ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ», в рамках которой оказывали юридические услуги до конца 2012 года. Также в 2007 году успешно  сдали экзамены и получили свидетельства об аттестации оценщика.

В 2013 году вступил в силу Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», согласно которому профессиональная защита прав и интересов клиентов, в том числе по хозяйственным (экономическим) спорам, осуществляется только адвокатами.

Для нас открывались новые возможности и перспективы. Было принято решение стать адвокатами. В настоящий момент активно работает и развивается Адвокатское бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ».

– С какими проблемами столкнулись на начальном этапе самостоятельной работы?

– Проблемы, как и у всех, банальные: где взять деньги на компьютеры, канцтовары,  рекламу, аренду помещения – мы изначально находились и до сих пор находимся в бизнес-центре отеля «Минск». Главная проблема – как привлечь клиентов.

Когда  уже немного наработали клиентскую базу, появилась еще одна проблема – как сплотить коллектив. Но сейчас я не вспоминаю это, как трудности. Это текущие задачи, которые надо было решать, чтобы получить результат.

– Как с коллективом выстраивали отношения?

– Сначала был один помощник, потом второй, третий. Мы уже работаем 10 лет, и на сегодня сформировался надежный коллектив, на который я могу положиться. Уверена, что и сотрудники на меня могут положиться. Некоторые из сотрудников работают от 3 до 7 лет.

Формируя коллектив, надо оценивать не только профессиональные качества человека, но и моральные, а также желание человека работать по юридической специальности и постоянно совершенствоваться.

В коллективе должно быть комфортно работать. Я всегда говорю, что на работе мы проводим больше времени, чем дома, и надо сделать так, чтобы мы приходили на работу в идеале как на праздник, но в любом случае с хорошим настроением. Стараюсь, когда захожу в кабинет и приветствую свой коллектив, улыбаться. Мне тоже улыбаются в ответ. Очень позитивно.

Дух коллектива мне нравится на сегодня, но на это ушло очень много времени.

– Вы берете готовых сотрудников или выращиваете?

– Сотрудники, которые у нас работают, – это выращенные кадры. Был опыт, когда брали на работу состоявшихся юристов. Сложность заключается в том, что опытный юрист, работавший ранее штатным юрисконсультом в организации, не сталкивался с теми вопросами, которые существуют в юридической компании, адвокатском бюро.

В юридической компании, в адвокатском бюро нужна оперативность, постоянная собранность. Мы ведь работаем с клиентами, их много, каждого нужно не забыть, под каждого подстроиться, если надо. Серьезная нагрузка и темп работы – не каждый справится.

– Кризис как-то сказался на сотрудниках – ушли, пришли новые?

– Кризис пришел тогда, когда у нас уже была команда, поэтому кризис на нас не повлиял.

– Часто среди женщин соперничество бывает похлеще, чем между мужчинами. Дайте на своем примере совет, как выстраивать партнерские отношения.

– Не знаю, о каком соперничестве Вы говорите. Честно.

Изначально, прежде чем начинать партнерские отношения, надо оговорить принципы, на которых будут базироваться эти партнерские отношения.

Принципы банальные, общечеловеческие: взаимное доверие, честность, равное распределение общих обязанностей, добросовестное отношение к своим  обязанностям, взаимопомощь и взаимоуважение. И больше ничего не надо – никакого соперничества.

– Были моменты, когда ваше партнерство проверялось? Ведь 10 лет достаточно большой срок.

– Безусловно, были. Партнерские отношения проверяются на протяжении всего периода работы. Например, когда сложная ситуация, я знаю, что не одна. Есть поддержка. Я могу прийти посоветоваться, мы вместе примем решение. Таким образом, реализуется один из принципов партнерских отношений – принцип взаимопомощи.

– Как правило, партнеры разные и дополняют друг друга. Чем вы с Еленой дополняете друг друга?

– Например, один партнер более рискованный, второй – перестраховывается. И когда стоит вопрос, как поступить, находим какой-то средний вариант – ту самую золотую середину.

Кто-то любит по старинке и боится перемен, а кто-то не боится перемен и наоборот идет вперед. И когда это все совмещаешь, находишь правильный выход, где надо пойти вперед к изменениям и что хорошее при этом взять из старого.

– Понятно, что на начальном этапе продвижение услуг было более активным, сейчас работает сарафанное радио. Но как сейчас продвигаете свои услуги? Какие акценты делаете в маркетинге?

– Мы продвигаем свои услуги через интернет. Это и контекстная реклама, и SEO.

Также много публикуется статей в различных периодических изданиях: журнал «Финансовый директор», газета «Рэспублiка», журнал «Промышленно-торговое право» и другие. Также статьи размещены в справочной правовой системе «Консультант». Участвуем с выступлениями на форумах и круглых столах.

Клиенты читают, узнают, звонят. С одной стороны, это часть плана PR-кампании, с другой – правовое просвещение граждан и повышение профессионального уровня.

– Вы сами пишите или сотрудники тоже пишут?

– Пишу и сама, и с сотрудниками.

– Многие партнеры юридических компаний жалуются, что невозможно завлечь сотрудников писать.

– Я подталкиваю сотрудников – предлагаю идеи, тезисы, редактирую. Когда человека направляешь, ему легче работать. Также мотивирую их писать на юридическую тему: во-первых, выплачивается  гонорар, тем самым сотрудник повышает свой доход; во-вторых, повышается профессиональный уровень; в-третьих, вырабатывается стиль письма на  юридические темы.

Объясняю сотрудникам, что сегодня вы на статью потратили день, а завтра у вас выработается определенный стиль письма и навыки. И на написание интересной статьи вам понадобится полтора часа, и она будет при этом действительно хорошая.

– Кто ваши основные клиенты?

– Субъекты хозяйствования, начиная от малого бизнеса, заканчивая крупными компаниями как государственной, так частной формы собственности.

– Как кризис сказался на работе?

– Не могу сказать, что сказался. У нас работы меньше не стало. Замечу, что сегодня значительно меньше регистрируется новых организаций как с участием белорусских граждан и юридических лиц, так и с участием иностранных инвесторов.

Видно, что кризис сказался на наших клиентах. Так, есть клиенты, с которыми работаем достаточно давно и которые счета оплачивали всегда вовремя. Они добросовестные, не уклоняются от оплаты. Просто сегодня у них нет возможности оплатить.

– Вы пережили кризисы 2009, 2011 годов. Этот третий. Чем отличаются эти кризисы по Вашему ощущению?

– Честно, я не заметила те кризисы именно на работе. Так получалось, что всегда была компенсация: на какие-то услуги повышался спрос, на какие-то  уменьшался. Например, меньше регистрировалось фирм, но увеличивался объем претензионно-исковой работы.

– Вы являетесь арбитром Международного арбитражного суда «Палата арбитров при Союзе юристов».

– Международный арбитражный (третейский) суд «Палата арбитров при Союзе юристов» создан в 2010 году и уполномочен рассматривать споры экономического характера. Можно выделить следующие основные положительные стороны разрешения дел Международной Палатой Арбитров: возможность свободно определять порядок проведения разбирательства (свободный выбор арбитров, процедуры, места и языка арбитражного разбирательства, стороны могут полностью или частично определять арбитражную процедуру и др.); возможность применения упрощенного порядка рассмотрения споров; возможность согласования даты рассмотрения споров; возможность привлечения независимых консультантов и экспертов; возможность разрешения спора в соответствии с Регламентом online арбитража;  окончательный и обязательный характер арбитражного решения.

Рассмотрение дела Международной Палатой Арбитров может иметь место если стороны заключили арбитражное соглашение. Следовательно, субъекты хозяйствования должны знать о существовании такого Арбитражного  суда и доверять ему. Так как Международная Палата арбитров создана не так давно, то таких арбитражных оговорок пока немного. Международному арбитражному суду «Палата арбитров при Союзе юристов» нужно  дать время для развития.

– Расскажите о своих обязанностях в качестве члена методического совета Минской областной коллегии адвокатов.

– Основными задачами методического совета Минской областной коллегии адвокатов являются оказание методической помощи адвокатам и повышение уровня их профессиональной деятельности. В целях реализации задач члены методического совета разрабатывают совместно с методической комиссией Республиканской коллегии адвокатов проекты методических рекомендаций по основным направлениям деятельности адвокатур, организуют обсуждение таких проектов.

Также в плане методического совета предусмотрены мероприятия по подготовке материалов для размещения на сайте Минской областной коллегии адвокатов, опубликование статей в журнале «Адвокат», оказание помощи адвокатам при подготовке судебных дел и др.

– Вы участвуете в рабочей группе, которая разрабатывает поправки в Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»?

– Минской областной коллегией адвокатов сформирована рабочая группа по разработке проекта такого Закона. Предлагаемые  изменения направляются адвокатам для обсуждения и внесения предложений.  По конкретным изменениям еще рано обсуждать.

Также планируют внести изменения в Закон «О хозяйственных обществах».

– Какие?

– Одно из важных, обсуждаемых изменений касается количественного состава участников ООО, ОДО, ЗАО. Предлагается установить, что хозяйственное общество может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного участника, в том числе при создании в результате реорганизации юридического лица.

– Как отдыхаете от работы?

– Мы с мужем любим путешествовать по Беларуси. Например, на выходных ездили в центр экологического туризма «Станьково», расположенный недалеко от Минска. На его территории есть зоосад, конеферма.  В зоосаде много интересного. Представлены домашние и дикие экзотические птицы: страусы, павлины, куры декоративных пород более 20 видов, гуси. Также дикие животные: зубры, волки, олени, медведи, лисы и др. Также в центре расположен военно-исторический комплекс «Партизанский лагерь» и военно-исторический комплекс «Минский укрепленный район».

Прошлым летом ездили в путешествие по Беларуси на три дня. Особенно поразил своей роскошью и уникальностью Дворец Пусловских в Коссово (Коссовский замок), расположенный в лесу. Рекомендую съездить, не пожалеете.

– Заграницу не любите?

– Заграницу тоже любим. Например, на новогодние праздники мы ездили в автобусный тур «Будапешт – Вена – Прага». Очень красиво. Много впечатлений. Единственное, в автобусном туре очень устаешь, но дорога всегда утомляет.

Беседовала Анастасия КУЗЬМИНА, «Юркаталог»

1521