Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По рекламе и размещению в Юркаталоге звоните:

+375 44 77-361-33

ЕЛЕНА БЕЛЯКОВА: Во всем нужно быть гармоничным

«Репутацию, как известно, нельзя купить. Деньги могут сделать компанию известной, но сами по себе деньги не принесут доверия и уважения. Как поется в песне, Cant Buy Me Love…  Для этого потребуется не один год систематической, безупречной работы на рынке».

О своем профессиональном становлении, о преимуществах перед конкурентами, об отношении с клиентами, о названии компании, о распределении времени между работой и личной жизнью, а также о многом другом рассказывает директор ОДО «Центр юридических услуг» PARADA+Partners Елена Белякова.

Елена Белякова

Елена Белякова

– Чем в свое время привлекла юриспруденция?

– Наверно, всему виной моя страсть к приключениям. Будучи подростком, я была увлечена детективами, расследованиями. Мне казалось, что прекраснее профессии следователя в мире нет (смеется).

– Где начинался Ваш профессиональный путь как юриста?

– Я работала с первого курса университета. Как юрист начала работать в небольших частных компаниях где-то с третьего курса. В то время – начало девяностых – так работало большинство моих однокурсников. Это была норма для студентов юридического факультета.

Еще во время учебы в университете я была очень активной, интересовалась различными областями, где хотела бы и могла применить полученные знания и свой темперамент. Я активно участвовала в мероприятиях, организованных для студентов, и проходила практику в судах, адвокатуре, прокуратуре, органах милиции. Это была своего рода профориентация.

Ближе к окончанию учебы в университете я начала искать работу в юридических компаниях, направленных на оказание услуг для бизнеса. В один прекрасный день, будучи студенткой четвертого курса юридического факультета, я пришла на собеседование в «Центр юридических услуг» и познакомилась с Натальей Бураковской. Так началось наше сотрудничество, которое продолжается до сих пор.

Наталья Бураковская учредила компанию ОДО «Центр юридических услуг», уже имея опыт работы в сфере юридических услуг для бизнеса. Это направление в юриспруденции было новым для нашего государства, которое образовалось в результате распада СССР. Все, что было связано со свободными экономическими отношениями и свободным рынком в Беларуси, было неизведанным, в том числе и законы. Это было время перемен, проб, ошибок и колоссального количества новой информации.  Все менялось очень быстро и появлялось что-то такое, о чем мы не слышали во время учебы на юридическом факультете.

Слово «первая» можно применить к нашей компании во многих отношениях. Мы одни из первых начали оказывать юридические услуги в области предпринимательства, бизнеса, иностранных инвестиций. Благодаря тому, что начали свою работу в такой исторический период, у нас была одна их первых в республике лицензия на оценку неимущественных вкладов в уставные фонды юридических лиц, лицензия №9 и №4 на оценку нематериальных активов. Мы первая компания, которая получила лицензию категории «С» на выполнение функций управляющего в делах об экономической несостоятельности и банкротстве.

Мне нравилось, что мы создаем в каком-то смысле историю. Было много интересных дел, связанных с развитием бизнеса, с иностранными инвесторами.

В 2000 году я стала партнером, а в 2007 – директором ОДО «Центр юридических услуг».

– С какими сложностями столкнулись в начале профессионального пути?

– Возможно, сложностью было то, что мы были очень молодыми специалистами, даже юными, если говорить о возрасте. А на встречах, особенно с иностранными клиентами, где присутствовали юристы и адвокаты с другой стороны – умудренные жизненным опытом взрослые люди, мы должны были показать, что являемся профессионалами и способны соответствовать их уровню.

– Как появился бренд «PARADA+Partners» на белорусском рынке?

– Название «Центр юридических услуг» было хорошим для постсоветского периода. Оно придавало солидность компании и вызывало доверие у клиентов.

Но в дальнейшем мы решили, что нам нужен новый бренд, который бы хорошо воспринимался нашими иностранными клиентами и белорусскими бизнесменами. Мы хотели, чтобы он был короткий, емкий и запоминающийся.

Идея этого названия принадлежит Наталье Бураковской. Она предложила использовать белорусское слово «парада», которое, как вы знаете, переводится на русский как «совет». Название несет, безусловно, и смысловую нагрузку, ведь клиенты приходят к нам прежде всего за хорошим советом. В латинской транскрипции PARADA тоже прекрасно смотрится. И фонетически это слово звучит очень сильно, емко и позитивно, даже если человек не знает перевода.

Добавка «+Partners»  появилась немного позже как дань традициям старейших юридических компаний во всем мире. Потому что юридические фирмы – это, в основном, партнерства. И это означает, что мы открыты и готовы к сотрудничеству с новыми партнерами, способными развивать нашу компанию.

Знак «+» (плюс) мы решили использовать вместо «и» или «&» – он символизирует положительный заряд, позитив, надежность и скорую помощь. В нашем случае – юридическую. Это выделяет наше название среди других юридических фирм, оно также хорошо воспринимается клиентами. Как графический элемент названия – плюс, пересечение двух плоскостей, крест – тоже имеет ряд преимуществ, которые мы можем использовать в рекламе для повышения узнаваемости нашего бренда.

– На что делаете основной упор в маркетинге? Как привлекаете клиентов?

– В настоящий момент как одна из старейших юридическая фирма в Беларуси мы имеем много постоянных клиентов. Новые клиенты приходят, в основном, по рекомендации тех, кто уже с нами работал или работает.

Качество наших услуг – самая эффективная реклама. Успешная юридическая практика ведет к появлению откликов о фирме в юридическом мире и бизнес-сообществе. Для юридической фирмы репутация – ее главный актив, самый эффективный инструмент маркетинга. Выбор того или иного поставщика консультационных, в нашем случае юридических, услуг определяется репутацией компании. Репутацию, как известно, нельзя купить. Деньги могут сделать компанию известной, но сами по себе деньги не принесут доверия и уважения. Как поется в песне, Cant Buy Me Love…  Для этого потребуется не один год систематической, безупречной работы на рынке. Очень часто, выбирая юридического консультанта, потребитель обращается за рекомендациями к коллегам, совершенно игнорируя рекламу. Мы гордимся, что у нас есть клиенты, которые работают с нами с момента создания компании – вот уже 17 лет. Для нас, если клиенты становятся постоянными, это лучший индикатор качества наших услуг.

Мы не сильно официозная компания. Это даже видно по нашему офису. (Офис оформлен в стиле минимализма, все сотрудники друг у друга на виду – А.К.) Мы недавно переехали сюда. Мы стараемся поддерживать неформальные отношения – в этом наше преимущество. Мы придерживаемся принципа: консультант = друг. В отличие от крупных компаний, в нашей – для клиента есть сотрудник, которому они могут звонить каждый день и в любое время. С клиентами и партнерами важно поддерживать отношения, интересоваться, чем они живут, иногда просто по телефону поговорить о каких-то их личных проблемах.

У нас не было скандалов или недовольств со стороны клиента никогда. Наоборот клиенты понимают, что если поставить нам задачу, то мы ее выполним, какой бы трудной она ни была.

Через постоянные коммуникации мы способствуем развитию бизнеса своих клиентов, расширению их сфер и связей. Именно от своих постоянных клиентов-друзей мы можем либо получить нового клиента, либо идею новой услуги, которую сможем предложить и этому клиенту и его партнерам, которых он любезно порекомендует.

Также мы стараемся участвовать в специальных мероприятиях – семинарах, конференциях.

И, конечно, мы используем интернет, который, как мне видится, будет основным инструментом для маркетинга в ближайшем будущем.

– Кто основные клиенты компании?

– Если смотреть по отраслям экономики, то на первом месте – торговые компании,  компании в IT-сфере, строительные компании и банки. Среди наших клиентов также есть и крупные производственные предприятия, заводы, а также компании, работающие в сфере услуг.

– Некоторые юристы говорят, что нужно совершенствовать законодательство в сфере IT, а вот работники этой сферы наоборот высказывают пожелания, чтобы ничего не трогали и не меняли. Каково Ваше мнение по этому поводу?

– Думаю, что когда придет время для какого-то усовершенствования законодательства, оно и произойдет. У нас много клиентов из Парка высоких технологий, у них вообще специальный режим, и он достаточно хорошо урегулирован. Есть, конечно, административные нюансы, которые нужно знать для осуществления деятельности в ПВТ и вообще для получения там резидентства. Но то, что в республике вообще есть этот Парк, положительный момент для экономики, он дает сильное развитие нашим айтишникам. Благодаря ему мы имеем преимущество перед западными компаниями.

– Чем отличаетесь от конкурентов?

– У нас есть несколько конкурентных преимуществ. Во-первых, это многолетний опыт компании и ее безупречная репутация в течение семнадцати лет. Во-вторых, тот фактор, что у нас сфокусировано предоставление широкого спектра консалтинговых услуг – юридические, услуги по оценке, услуги по антикризисному управлению, которые в большинстве случаев могут быть объединены в пакетное предложение для клиента.

У нас сработанная за долгие годы и во многих успешных проектах команда профессионалов высокого уровня.

Мы имеем широкую сеть зарубежных партнеров, которые способствуют продвижению и развитию бизнеса наших клиентов на международном уровне. За эти годы у нас завязались отношения с юридическими компаниями в других странах: в России, Казахстане и других стран СНГ, в странах Европы – Германии, Польше, Швейцарии, Великобритании, Голландии, в  Китае и других странах Азии. Таким образом, мы можем быть полезными для белорусов, которые ведут бизнес за границей.

В итоге мы способны выступать в роли так называемого Business Trouble shooter. Мы можем понять проблему клиента и предоставить комплексное ее решение. А это дорогого стоит! Мы знаем, сколько стоит бизнес клиента, каковы активы, способны оценить риски и  осознаем ту ответственность, которая лежит на нас, при решении той или иной задачи.

Занимаясь антикризисным управлением, которое находится на стыке юриспруденции, экономики и менеджмента, мы получили бесценный опыт и можем давать нашим клиентам комплексные консультации, так как видим их проблемы, не ограничиваясь лишь юридическими вопросами.

В качестве управляющих мы работали с большими предприятиями, где количество работников превышало 500 человек.

Именно поэтому я посчитала необходимым для себя закончить европейскую бизнес-школу и защитить магистерскую диссертацию по бизнес-администрированию (MBA). Что и сделала в Вильнюсе.

– Предпочитаете выращивать сотрудников или берете готовых?

– У нас в коллективе не было изменений с 2006 года. Только пополнялся. Оттока юристов нет. Есть костяк юристов, который работает все это время. Это та команда, на которую можно положиться.

Сейчас стараемся брать либо студентов последнего курса, либо каких-то молодых специалистов. И стараемся растить под себя, чтобы люди не переучивались, потому что в разных компаниях разное восприятие работы, отношения к работе. Мы не сторонники того, чтобы люди здесь ночевали. Знаю, что во многих компаниях, если ты что-то не сделал, то просто моветон уйти. Ты должен быть гармоничен во всем: и в своем личном времени, и в работе. Это все очень связано. Если человек не гармоничен, он не будет хорошо работать.

– На Ваш взгляд, есть различия в женском подходе к управлению бизнесом и в мужском?

– Есть, конечно. Хотя и женщины есть очень жесткие и бескомпромиссные. И мужчины есть слабые и нерешительные. Нельзя все-таки делить категорично.

Но мне кажется, что сфера услуг, если относиться к ней, как к бизнесу, предполагает больше женский подход. Как говорил Габриэль Гарсиа Маркес, если во что-то вовлечена женщина, я знаю, что все будет хорошо…

Потому что когда клиент приходит, чтобы получить услугу, он должен остаться доволен. А то, как сделать так, чтобы задача была решена и клиент остался доволен, в этом есть, скажем так, женская идея. Потому что, сталкиваясь со своими коллегами-мужчинами, вижу, что у них все, что называется, «четко»: не хочешь быть нашим клиентом – уходи, ищи другую компанию.

На мой взгляд, так нельзя подходить к работе, потому что все клиенты ценны, у всех есть какие-то интересные кейсы в бизнесе, будь то маленькие компании или крупные. Нужно относиться к этому не с позиции оказания услуг, а с позиции – сделать мир лучше. И тогда все будет хорошо. Знаете, как по Ф. Котлеру, наступила эра маркетинга 3.0 – ориентация не на потребителя, а на человека. Если раньше реклама, реклама, то сейчас это больше какие-то личные контакты. В юридическом бизнесе такое сильно заметно.

– Какие книги для Вас стали настольными?

– Когда училась в бизнес-школе, было много книг, которые я должна была прочитать… А так прямо тяжело выделить несколько. Мне нравится «Fanky business» Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале. Это что касается бизнес-литературы. А так я люблю историческую литературу про Великую Отечественную войну.

– Как распределяете время между работой и личной жизнью? Как отдыхаете от работы?

– Мне очень повезло в жизни, и я благодарна судьбе за свою семью и за то, что могу реализовать себя профессионально. Это как раз мой случай, когда с радостью идешь на работу и с радостью идешь после работы домой. Моя семья всегда поддерживает меня, если возникают какие-то сложности или трудные проекты, требующие от меня тратить больше времени на работу. Но я стараюсь поддерживать баланс в распределении времени между работой и личной жизнью и полагаю, что самое главное – это эффективность.

Не считаю хорошими сотрудников, которые сидят до полуночи в офисе. Чаще всего это показатель того, что они плохо используют свое рабочее время. При хорошей организации и рациональном подходе все получается.

Кроме того, человек не машина, и моя эффективность на работе также зависит от того, хорошо ли я отдыхаю, счастлива ли моя семья. Самые креативные идеи по поводу бизнеса ко мне приходят на отдыхе.

Мы любим активный отдых – как сами путешествия, так и процесс их планирования. Мне нравится кататься на горных лыжах. Еще я с детства увлекаюсь фехтованием. Этот спорт помогает мыслить стратегически, развивает координацию, здесь осознаешь важность каждого момента, как из мелочей складывается дорога к достижению цели. Еще я люблю скорость и гонки «Формула-1». Уже несколько лет болею за Фернандо Алонсо, очень жду его третий чемпионский титул. Наверное, к большому сожалению, уже не в команде Ferrari.

Подготовила Анастасия КУЗЬМИНА, «Юркаталог»

2409