Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По рекламе и размещению в Юркаталоге звоните:

+375 44 77-361-33

Можно ли оказывать «услугу по выписке счетов-справок»?

Может ли субъект хозяйствования заниматься «выпиской счетов-справок»? Да, скажете вы, а что тут такого, все этим занимаются! И будете неправы. Не все так просто с этим вопросом. Если разобраться в нормативных актах, то оказывается, что «услуга по выписке счетов-справок» может стоить тем, кто ее оказывает, много денег (на штрафы) или даже свободы.

Согласно п. 1.5. Указа Президента Республики Беларусь от 5 октября 2007 г. № 504   «О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств» (далее – Указ) «оформление счетов-справок субъектами торговли является услугой, связанной с продажей транспортных средств, и как отдельный вид предпринимательской деятельности осуществляться не может». Это означает, что такой вид экономической деятельности как оказание услуг по оформлению счетов-справок при продаже автотранспортных средств как самостоятельный является запрещенным, даже несмотря на то, что в цитируемом пункте Указа отсутствуют слова «запрещен» или «является незаконным». Дело в том, что законодатель не всегда использует «буквальные обороты речи», которые недвусмысленно что-то запрещают или облачают в статус незаконного. Например, Банковский кодекс Республики Беларусь прямо не запрещает осуществлять банковскую деятельность индивидуальным предпринимателям, но этот запрет обличен в праве ее осуществления исключительно банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, коими могут быть только коммерческие организации.

Согласно нормам белорусского законодательства к незаконной предпринимательской деятельности относится:

— осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации;

— осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях),

— занятие запрещенным или незаконным видом деятельности.

Кто имеет право оформлять счет-справку:

— только юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю (п. 1.4. Указа). Именно они выступают продавцами автомобиля по договору розничной купли-продажи, коим является заполненный бланк счета-справки.

Оформление счетов-справок при продаже транспортных средств (далее — ТС) как сопутствующая услуга будет являться полностью законной обычно в двух случаях:

1) когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее по тексту каждый из них именуется ЮЛ или ИП соответственно) осуществляет розничную торговлю новыми или бывшими в употреблении ТС, принадлежащими им на праве собственности или находящиеся у них на иных законных основаниях, дающих им право на отчуждение;

2) когда ЮЛ или ИП осуществляют комиссионную торговлю ТС, принятыми на комиссию от физических лиц. Здесь  в свою очередь возможно две ситуации:

а) когда ЮЛ или ИП действительно осуществляет комиссионную торговлю (их действия или действиях их работников и воля действительно направлены на это) или

б) когда комиссионер (ЮЛ или ИП) создает видимость того, что осуществляет такой вид деятельности как комиссионная торговля ТС, а его воля направлена лишь на оказание возмездной услуги по «быстрому переоформлению автомобиля на покупателя путем «заполнения» и выдачи покупателю бланка счета-справки».

В первом случае обычно все законно и этот вариант мы рассматривать не будем.

Во втором случае, чтобы ЮЛ или ИП имели «законные снования» оформлять счет-справку при продаже транспортного средства принятого на комиссию от физического лица им необходимо:

а) заключить в простой письменной форме договор комиссии с гражданином, которому принадлежит ТС на праве собственности или у которого имеется соответствующая доверенность на распоряжение (отчуждение) ТС;

б) оформить акт технического состояния и оценки принимаемого на комиссию ТС в трех экземплярах, а также товарный ярлык;

в) в том случае если покупатель найден – ЮЛ или ИП может выписать счет-справку покупателю (фактически и юридически заключить договор розничной купли-продажи механического транспортного средства);

г) принять от гражданина-покупателя ТС денежные средства в наличной форме, выдав ему кассовый чек, подтверждающий факт принятия наличных денежных средств от покупателя или иной документ с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (если возможность оформления такого документа предусмотрено действующим законодательством). Не исключен вариант оплаты путем перечисления денежных средств на расчетный счет ЮЛ или ИП в банке.

Следует обратить на это особое внимание. Налоговые последствия не оформления указанных финансовых документов могут быть катастрофическими для ЮЛ или ИП;

д) вернуть вырученные от продажи ТС денежные средства уже бывшему владельцу автомобиля (комитенту) или уполномоченному им лицу, удержав при этом свое комиссионное вознаграждение и оформив расходный кассовый ордер (КО-2), подтверждающий факт получения наличных денежных средств комитентом от ЮЛ или ИП;

е) подготовить письменный отчет комиссионера о реализации принятого на комиссию ТС (он может потребоваться продавцу-гражданину для предоставления совместно с договором комиссии в территориальную инспекцию МНС для возможного начисления и уплаты подоходного налога и подачи налоговой декларации, а также для возврата части страхового взноса при досрочном расторжении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС);

ж) решить вопрос о включении ИП или ЮЛ как субъекта розничной торговли в Торговый реестр.

В действительности ИП и ЮЛ (комиссионеры), оказывающие «услуги по оформлению счетов-справок» не соблюдают указанный выше алгоритм «процессуальных» действий или оформляют только часть из необходимых документов.

При этом даже если ЮЛ или ИП создаст формальную видимость («ширму») законной деятельности по осуществлению комиссионной торговли ТС, фактически направленной лишь на оформление счета-справки это не гарантирует ему того, что его деятельность не будет впоследствии признана компетентными органами запрещенной. Дело в том, что оформление всех предусмотренных законодательством документов при осуществлении отдельного вида экономической деятельности, не означает, что она имела место быть в действительности или не прикрывала другой вид деятельности (например, оформление «мнимой» хозяйственной операции между сторонами по отгрузке товара оформленной товарно-транспортной накладной без имевшего место факта передачи товара от поставщика покупателю или перевозчику для доставки).

Налоговые или иные компетентные государственные органы могут провести соответствующую проверку деятельности ЮЛ или ИП «по переоформлению автомобилей» и выявить факты осуществления им запрещенного вида деятельности в форме оказания услуг по оформлению счетов-справок при продаже автотранспорта. Что для этого делается?

Изучается и приобщается к материалам проверки реклама, которую дает ИП или ЮЛ в глобальной сети Интернет или иных средствах массовой информации. Обычно она выглядит так: «Услуги по переоформлению авто, оформление счета-справки. Быстро. Возможен выезд, круглосуточно от 300 тыс. руб.» Как мы видим речи о комиссионной торговле ТС не идет.

Опрашиваются продавец (физическое лицо) и покупатель ТС. Обычно им задаются такие вопросы: «Вы, как продавец, каким образом нашли покупателя на свой легковой автомобиль и как договорились о цене и иных условиях сделки купли-продажи автомобиля?» — ответ: «Дал объявление в глобальной сети Интернет на тематическом сайте о продаже своего автомобиля, мне и позвонил человек, которому я впоследствии и продал свой автомобиль. О цене продаваемого автомобиля мы договорились лично», «Зачем Вы, как продавец, обратились к индивидуальному предпринимателю Крузеренко-Мерсову, который оформил счет-справку при продаже Вашего автомобиля?» — ответ: «Увидел объявление в Интернете о быстром переоформлении автомобиля при его продаже при помощи счета-справки, вот и обратился», «Кто и как передавал Вам, как продавцу, деньги за Ваш автомобиль который Вы продали?» — ответ: «Деньги за автомобиль мне передавал лично покупатель моего автомобиля – физическое лицо, а индивидуальный предприниматель Кухаренко-Иволгин, который оформлял счет-справку, деньги мне за продаваемый автомобиль не передавал», «Кому Вы, как покупатель автомобиля, передавали деньги за покупку автомобиля и в какой сумме?» — ответ: «Деньги за покупаемый автомобиль в сумме 60 000 000 белорусских рублей я передавал непосредственного продавцу автомобиля – физическому лицу, а индивидуальному предпринимателю Черемезову-Яушеву я передал только деньги в размере 300 000 рублей за услуги по оформлению счета-справки, о чем мы и договаривались с ним», «Какое время заняло оформление всех документов при оформлении счета-справки?» — ответ: «10-20 минут» и много других вопросов, которые направлены на выяснение всех обстоятельств «оказания услуг по оформлению счетов-справок» и действительной воли сторон сделок.

У ЮЛ или ИП истребуются (изымаются) документы, оформляемые при комиссионной торговле ТС, а также финансовая документация для их изучения.

Выполняются иные процессуальные действия, направленные на сбор доказательств и выяснение всех обстоятельств, например, выяснение обстоятельства о том, имелись ли у ИП или ЮЛ специально отведенные площадки, на которых созданы условия, гарантирующие свободный доступ покупателей к ним для осмотра, сохранность ТС и их товарный вид, либо иные приспособленные для этого строения (помещения).

Если копнуть глубже, то следует отметить еще один гражданско-правовой аспект, который может быть важен для всех сторон цепочки сделок «комиссия-купля-продажа». Согласно ст. 171 Гражданского кодекса:

«1. Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей юридические последствия, ничтожна.

2. Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки применяются относящиеся к ней правила».

Тем самым, заключенный договор комиссии (для случаев, когда фактически комиссионная торговля ТС не осуществлялась) между ЮЛ или ИП и продавцом автомобиля – гражданином, по мнению автора, имеет признаки мнимой сделки, т.к. воля сторон не была направлена на создание юридических последствий, которые создает договор комиссии (такая сделка ничтожна), а заключенный договор розничной купли-продажи (его роль выполняет в нашем случае оформленная счет-справка) между комиссионером (ИП или ЮЛ) и покупателем-гражданином (комитентом), по мнению автора, имеет признаки притворной сделки (фактически воля и действия сторон были направлены на совершение сделки купли-продажи автомобиля между продавцом-гражданином и покупателем-гражданином, целью же заключения договора комиссии между продавцом-гражданином и ЮЛ или ИП было лишь оформление «в гражданско-правовом поле» и получение покупателем-гражданином счета-справки от ИП или ЮЛ (комиссионера), который будет являться документом, дающим право постановки транспортного средства на учет в ГАИ и фактическая продажа им (а не ИП или ЮЛ) транспортного средства конечному покупателю, личность которого продавцу уже заранее известна, а ИП или ЮЛ выступает лишь «посредником-оформителем правильного бланка для ГАИ», не собираясь вступать в гражданские правоотношения, связанные с отчуждением ТС). Для сведения: по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Выводы, сделанные автором в данном абзаце, являются предположительными, а установление правовых последствий мнимых и/или притворных сделок устанавливает только суд.

Выводы: По мнению автора, чтобы квалифицировать деятельность субъекта хозяйствования по оказанию услуг, направленных на оформление бланков счетов-справок при продаже ТС как запрещенную, компетентным органам придется проделать немалую и кропотливую работу, которую впоследствии должен оценить суд, им же будут оценены доказательства, собранные «стороной обвинения» для правильной квалификации действий лица, привлекаемого к установленной законодательством ответственности. По решению суда виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность по ч. 2 ст. 12.7 Кодекса об административных правонарушениях  Республики Беларусь (КоАП), которая предусматривает и конфискацию всего полученного дохода от такого вида деятельности. Также стоит обратить внимание на ст. 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), которая в последнее время претерпела отдельные «метаморфозы». Если до 28.01.2015 г. лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в форме запрещенного вида деятельности и получившее от этой деятельности доход в крупном (особо крупном) размере, не могло быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 233 УК в связи с тем, что ни одна из диспозиций этой статьи не содержала такой квалифицирующий признак как «осуществление предпринимательской деятельности, которая является запрещенной (незаконной)», то после 28.01.2015 г. законодатель решил исправить  этот «недостаток» и изложил ч.1 ст.233 УК в следующей редакции:

«Предпринимательская деятельность, которая в соответствии с законодательными актами является запрещенной либо осуществляется без регистрации в установленном законодательными актами порядке или без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно (незаконная предпринимательская деятельность), сопряженная с получением дохода в крупном размере,-  наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом или без штрафа».

 

Дмитрий Шкрабов, юрист

 

1237