Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По рекламе и размещению в Юркаталоге звоните:

+375 44 77-361-33

Как уволить по Декрету 5 по дискредитирующим обстоятельствам

Новый год ознаменован вступлением в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» с  1 января 2015 года. Этот документ касается каждого работника и руководителя в стране — правила применяются для всех нанимателей, включая организации частной формы собственности.

Теперь книга «Постатейный комментарий Трудового кодекса Республики Беларусь» дополнена комментарием и практикой применения Декрета № 5. Представляем вам отрывок дополнения: 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

●  Декрет  Президента  Республики  Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований  к  руководящим  кадрам  и  работникам организаций» (далее — Декрет № 5);

●  Декрет  Президента  Республики  Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений,  укреплению  трудовой  и  исполнительской дисциплины» (далее — Декрет № 29);

●  Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон о государственной службе).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ДИСКРЕДИТИРУЮЩИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В  п. 6 Декрета  № 5 приведен  перечень оснований увольнений по дискредитирующим обстоятельствам  без  ссылок  на  сами  основания  увольнения.  В  целях  облегчения  применения  данной  нормы  приведем  перечень со ссылками на основания увольнения по дискредитирующим обстоятельствам в виде таблицы.

 

Пункт

Декрета № 5

Основание

предусмотренное

1

2

3

6.1

Неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание

п. 4 ст. 42 ТК

6.2

Однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей:

Прогул (в том числе отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня) без уважительных причин

п. 5 ст. 42 ТК

Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы

п. 7 ст. 42 ТК, абз. 9 п. 2.10 Декрета № 29

Совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания

п. 8 ст. 42 ТК

Нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников

п. 9 ст. 42 ТК, абз. 10 п. 2.10 Декрета № 29

Иное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с Декретом № 5 и иными законодательными актами

Примечание: например, основание увольнения — п. 1 ст. 47 ТК

6.3

Вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении

п. 5 ст. 44 ТК

6.4

Совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя

п. 2 ст. 47 ТК

6.5

Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы

п. 3 ст. 47 ТК

6.6

Направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий

п. 4 ст. 47 ТК

6.7

Разглашение коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ

п. 6 ст. 47 ТК

Примечание: неподписание работником, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим доступ к коммерческой тайне, обязательства о неразглашении коммерческой тайны, предусмотренное как основание увольнения по п. 6 ст. 47 ТК, Декретом № 5 не рассматривается в качестве дискредитирующего обстоятельства

6.8

Причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда

абз. 3 п. 2.10 Декрета № 29

6.9

Сокрытие руководителем организации фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения

абз. 8 п. 2.10 Декрета № 29

6.10

Нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий

п. 1–2 ст. 47 ТК, абз. 2 п. 2.10 Декрета № 29

6.11

Неоднократное (2 раза и более в течение 6 месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан и юридических лиц

абз. 4 п. 2.10 Декрета № 29

6.12

Незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц

абз. 5 п. 2.10 Декрета № 29

6.13

Неоднократное (2 раза и более в течение 6 месяцев) представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений

абз. 6 п. 2.10 Декрета № 29

6.14

Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений

абз. 11 п. 2.10 Декрета № 29

6.15

Нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией

п. 5 ст. 47 ТК

6.16

Несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой

п. 1.4 ст. 40 Закона о государственной службе

6.17

Разглашение государственным служащим сведений, составляющих государственные секреты

п. 1.5 ст. 40 Закона о государственной службе

6.18

Грубое нарушение государственным служащим должностных обязанностей

п. 1.9 ст. 40 Закона о государственной службе

6.19

Совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе

6.20

Лишение судом государственного служащего права занимать государственную должность в течение определенного времени

п. 1.2 ст. 40 Закона о государственной службе

6.21

Представление государственным служащим заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности

п. 1.7 ст. 40 Закона о государственной службе

6.22

Непредставление государственным служащим декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений

п. 1.2 ст. 40 Закона о государственной службе

6.23

Наличие у государственного служащего непогашенной или неснятой судимости

6.24

Виновные деяния, которые в соответствии с законодательными актами о прохождении военной службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля явились основанием для увольнения с военной службы (службы)

 

Каков порядок проверки наличия дискредитирующих обстоятельств на локальном уровне? Представляется, что он может состоять из следующих этапов.

 

Закрепление порядка проверки Положением о порядке проведения проверки

Декрет № 5 не раскрывает содержания проверки по дискредитирующим обстоятельствам. Можно предположить, что имеется в виду проверка как разновидность служебного расследования (проверки), которое упоминается в различных правовых актах (например, в Законе Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»). В такой ситуации служебную проверку исходя из приведенных в отдельных отраслях законодательства определений можно определить как деятельность должностных лиц, назначенных (уполномоченных) для его проведения, по своевременному, всестороннему, полному и объективному установлению фактических обстоятельств совершения работниками нарушений, которые могут повлечь его увольнение по дискредитирующим обстоятельствам, а также иных событий, обстоятельства наступления которых необходимо выяснить для принятия по ним законных решений.

Такая проверка может регулироваться как правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 194, 195 ТК), так и отдельным локальным нормативным правовым актом (например, специальным положением или инструкцией). При этом закрепленный соответствующим локальным актом порядок проведения проверки не должен противоречить требованиям законодательства.

 

Пример оформления положения о порядке проведения проверки

 

Общество с ограниченной УТВЕРЖДАЮ

ответственностью «Версаль»             Директор ООО «Версаль»

29.12.2014

И.Г.Федоров

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

29.12.2014 № 2

г. Минск

о порядке проведения проверки нарушений работников

до увольнения их по дискредитирующим обстоятельствам

 

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее положение разработано с целью выполнения требований Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» по проведению проверки допущенных работниками нарушений до их увольнения по дискредитирующим обстоятельствам (далее — проверка).

2. Проверка является разновидностью внутриорганизационной деятельности, проводимой с целью выяснения дискредитирующих обстоятельств нарушения работников, установления вины конкретных лиц, размера причиненного ущерба, выявления причин и условий, способствовавших проверяемому нарушению, и применения превентивных профилактических мер в дальнейшем.

3. Проверка представляет собой процесс гласного сбора и документирования информации, относящейся к нарушению и получаемой путем опроса работников общества с ограниченной ответственностью «Версаль» (далее — Общество) и других лиц (с их согласия), располагающих ею, ознакомления с документами, осмотра служебных помещений, предметов, участков местности, затребования письменного объяснения работника, а также оценки этой информации, подготовки выводов и предложений.

 

ГЛАВА 2

НАЗНАЧЕНИЕ ПРОВЕРКИ

4. Основанием для проведения проверки являются ставшие известными руководителю Общества сведения о нарушениях, по которым работник, их совершивший, может быть уволен по дискредитирующим обстоятельствам. Такие сведения могут содержаться в докладных записках руководителей подразделений, сообщениях правоохранительных органов, иных государственных, а также негосударственных структур и частных лиц.

Дискредитирующими обстоятельствами являются основания увольнения, предусмотренные п. 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

5. Проверка назначается руководителем, наделенным правом издания приказов, после получения сведений о событии путем дачи письменного указания либо издания приказа о назначении группы работников (комиссии во главе с председателем) для выполнения этой работы.

6. Председателем комиссии разрабатывается план проведения проверки, распределяются направления работы, изучаются законодательные и другие нормативные акты по вопросам, подлежащим выяснению.

7. Руководитель, назначивший проверку, дает указание о направлении и объеме изучения события.

8. Работники, на которых возложено проведение проверки, могут освобождаться от исполнения функциональных постоянных обязанностей на период проверки.

9. Работники не могут участвовать в проведении проверки, если они прямо или косвенно заинтересованы в результатах.

 

ГЛАВА 3

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ

10. В ходе проверки устанавливаются:

10.1. действительно ли имело место нарушение.

10.2. обстоятельства (где, когда), при которых оно произошло.

10.3. наличие отрицательных последствий события, характер и размер ущерба.

10.4. причинная связь между проступком (действиями, бездействием) конкретного лица (лиц) и результатом нарушения.

10.5. причины и условия, способствовавшие нарушению.

10.6. наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность виновного лица.

11. Проверка проводится в срок до 10 дней. В случае необходимости срок проверки может быть продлен руководителем, назначившим разбирательство, по мотивированному обращению председателя комиссии в рамках срока привлечения к дисциплинарной ответственности (ст. 200 Трудового кодекса Республики Беларусь).

12. Работники, которым поручено проведение проверки, подотчетны руководителю, назначившему разбирательство, и председателю комиссии.

13. Работники, которым поручено проведение проверки, обязаны:

13.1. соблюдать предусмотренные законодательством права и интересы лиц — участников проверки.

13.2. делать выводы по результатам работы комиссии только на основании фактических данных, полученных в результате проверки и закрепленных документально.

13.3. своевременно докладывать руководителю, назначившему проверку, о выявленных нарушениях законодательства, причинах и условиях, способствовавших совершению нарушения.

13.4. в случае установления в ходе проверки признаков преступления немедленно доложить об этом руководителю и по его указанию направить материалы в установленном порядке в правоохранительные органы.

14. Работники, которым поручено проведение проверки, имеют право:

14.1. приглашать для беседы работников, а также других граждан (с их согласия). Получать от них письменные объяснения по фактам, имеющим отношение к предмету разбирательства.

Отказ от дачи пояснений оформляется отдельной справкой с указанием мотивов отказа.

14.2. запрашивать от работников, подозреваемых в нарушении, письменные объяснения. При отказе от дачи таких пояснений составляется акт об этом.

14.3. с разрешения руководителя, назначившего проверку, знакомиться с документами Общества, имеющими отношение к предмету проверки.

В случае необходимости приобщать указанные документы либо их копии к материалам проверки.

Получать в установленном порядке консультации у специалистов Общества и других структур государственной и негосударственной форм собственности по вопросам, требующим специальных познаний.

Осматривать предметы, документы, изделия, участки местности, имеющие отношение к проверке.

Применять для фиксации полученной информации средства аудио-, видеозаписи по правилам уголовно-процессуального законодательства.

15. Приобщать к заключению о результатах проверки свое особое мнение в случае несогласия с процессом проверки или выводами по ее результатам.

 

ГЛАВА 4

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

16. По результатам проверки, если она проводилась комиссией, составляется акт, а при проведении работником — служебная записка. В указанных документах должны быть указаны:

16.1. должности и фамилии работников, проводивших проверку, и основание для его назначения.

16.2. установочные данные лица, в отношении которого проводилась проверка.

16.3. аргументированные ответы на вопросы, перечисленные в п. 10 настоящего Положения.

16.4. предложения (в зависимости от результатов проверки) об увольнении виновного лица по дискредитирующим обстоятельствам, применения конкретного дисциплинарного взыскания, привлечении его к материальной ответственности, мерах, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению нарушения, о прекращении проверки или направлении материалов проверки в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

17. Акт (служебная записка), подписанный работниками, проводившими проверку, не требует согласования с непосредственными руководителями этих работников.

18. Руководитель, назначивший проверку, изучает собранные материалы и акт (служебную записку), оценивает их полноту и объективность, утверждает акт (делает резолюцию на служебной записке) либо возвращает его с конкретными указаниями о собирании дополнительных сведений. Проверка считается законченной в день утверждения акта.

Если в ходе проверки будут установлены признаки состава преступления или административного правонарушения, руководитель Общества направляет материалы в установленном порядке в правоохранительные органы.

19. Руководитель, утвердивший заключение, определяет форму, в которой работники, в отношении которых проводилась проверка, знакомятся с его материалами.

 

 

Инициализация проверки

Факт совершения работником виновных действий (нарушения), которые могут стать основанием для увольнения по дискредитирующим обстоятельствам, должен быть доказан нанимателем.

Основаниями для начала проверки могут стать:

заявление самого работника;

письменные и устные обращения граждан, содержащие сведения о совершении работником проступка;

докладная записка руководителей структурных подразделений;

акт об обнаружении недостачи материальных ценностей;

заключение аудитора, акт инвентаризации и т.п.

На основании указанных сведений и документов наниматель инициирует проведение проверки, задачей которого является установление виновного лица.

Приведем пример оформления докладной записки о совершении работником нарушения, которое может повлечь увольнение по дискредитирующим обстоятельствам:

 

 

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

 

05.01.2014 № 2

г. Минск

 

 

 

 

Директору ООО «Версаль»

Федорову И.Г.

 

 

 

О совершении работником действий, которые могут

являться основанием для увольнение по дискредитирующим обстоятельствам

 

В ходе проведения 29.12.2014 инвентаризации наличных денежных средств в кассе организации была обнаружена недостача денежных средств на сумму 16 980 000 руб. Материально ответственное лицо — кассир Иванова Е.А.

Это уже повторная недостача денежных средств с сентября 2014 г. Первая недостача была выявлена 10.09.2014 также в ходе инвентаризации наличных денежных средств.

В связи с этим и в целях соблюдения требований Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» прошу провести проверку по данному факту и рассмотреть вопрос о возможности увольнения кассира Ивановой Е.А. по дискредитирующим обстоятельствам — за совершение виновных действий, которые явились основанием для утраты доверия со стороны нанимателя, п. 2 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь.

 

Заместитель директора                                     Е.И.Шилова

 

Решение о проведении проверки до увольнения работника по дискредитирующим обстоятельствам.

Решение о проведении проверки, как правило, оформляется в форме приказа или распоряжения руководителя организации или иного лица, уполномоченного принимать кадровые решения. В таком приказе (распоряжении) обычно указываются:

повод для проведения проверки (проверки);

состав комиссии, ее председатель и полномочия комиссии (если такие полномочия не закреплены в соответствующем локальном нормативном правовом акте организации);

срок проведения проверки и срок представления руководителю организации материалов проверки и заключения (акта) по ее результатам.

Для проверки сложных нарушений может формироваться комиссия в составе, как правило, не менее 3 человек. Председателем комиссии может стать сам заместитель руководителя организации, начальник отдела кадров и т.п. По возможности рекомендуется привлекать к участию в работе комиссии юрисконсультов организации, а в случае причинения материального ущерба нанимателю — бухгалтеров. Если виновный работник — член профсоюза, в состав комиссии полезно включить представителя профсоюзного органа.

В перечень полномочий членов комиссии можно включить:

  • получение от работников письменных объяснений, иной информации по существу проводимой проверки;
  • истребование документов или информации, относящейся к проводимой проверке, в том числе из государственных органов, от юридических и физических лиц, для ознакомления с ними и приобщения их (или их копий) к материалам проверки;
  • привлечение специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;
  • документальное оформление полученных сведений.

Помимо прав у членов комиссии должны быть и обязанности:

  • обеспечение всестороннего, объективного изучения и юридически грамотного документального оформления сведений обо всех обстоятельствах совершенного деяния (нарушения);
  • приобщение к материалам проверки допустимых письменных доказательств;
  • обеспечение сохранности и конфиденциальности материалов проверки;
  • составление по итогам работы акта о результатах проверки и представление его руководителю организации в установленный срок на утверждение.

Ответственность за соблюдение сроков, полноту и объективность проведения проверки несет председатель комиссии. С приказом о проведении проверки в обязательном порядке под роспись должен быть ознакомлен работник, в отношении которого проводится проверка, и все члены комиссии.

Работник, в отношении которого проводится проверка, вправе:

  • знать, в связи с чем проводится проверка;
  • давать письменные объяснения по поводу совершенного деяния, заявлять об имеющихся у него доказательствах, представлять их для приобщения к материалам проверки; обеспечивать явку свидетелей для их опроса;
  • подавать заявление руководителю организации об отводе члена (членов) комиссии от проведения проверки с конкретными доводами, объясняющими такой отвод;
  • под роспись знакомиться по окончании проверки с материалами и актом о результатах проверки.

Срок проведения проверки может быть закреплен в соответствующем локальном нормативном правовом акте организации или в приказе (распоряжении) о проведении проверки.

Пример оформления приказа о проведении проверки

 

Общество с ограниченной ответственностью «Версаль»

(ООО «Версаль)

 

ПРИКАЗ

05.01.2015 № 5

г. Минск

 

О проведении проверки

 

В целях соблюдения требований п. 7 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести проверку в отношении кассира Ивановой Е.А. по факту недостачи денежных средств в кассе организации, выявленных в результате проведенной 29.12.2014 инвентаризации.

2. Создать комиссию для проведения проверки в составе:

Председатель комиссии — заместитель директора Шилова Е.И.

Члены комиссии:

юрисконсульт — Соколова С.В.,

бухгалтер — Петрова В.П.

3. Комиссии в срок до 09.01.2015 провести проверку по факту недостачи денежных средств в кассе организации.

Ответственный: председатель комиссии Шилова Е.И.

4. Комиссии представить для утверждения письменный акт по результатам проверки.

 

Основание:

1. Докладная записка заместителя директора Шиловой Е.И. от 05.01.2015 № 2.

2. Акт инвентаризации наличных денежных средств от 29.12.2014 № 2.

 

Директор Федоров И.Г.Федоров

 

 

 

 

С приказом ознакомлены:                                                     Е.И.Шилова

С.В.Соколова

В.П.Петрова

Е.А.Иванова

 

Проведение проверки по фактам нарушений, влекущих увольнение по дискредитирующим обстоятельствам.

В п. 7 Декрета № 5 установлена обязанность нанимателя затребовать от работника, совершившего нарушение, письменные объяснения. Данная обязанность аналогична обязанности, предусмотренной ст. 199 ТК при применении мер дисциплинарной ответственности.

Однако при увольнении как мере дисциплинарного взыскания, в отличии от иных оснований увольнения по дискредитирующим обстоятельствам, также необходимо руководствоваться нормами главы 14 ТК.

Отказ работника от дачи объяснения по основаниям увольнения по дискредитирующим обстоятельствам, отличным от мер дисциплинарного взыскания, также желательно оформлять актом с указанием присутствующих при этом свидетелей. В нем, как правило, указываются место, дата и время его составления, персональные данные членов комиссии (должность, Ф.И.О.), составивших акт, причина отказа работника от письменных объяснений в произвольной форме.

Заметим, что согласно ч. 2 ст. 199 ТК отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Соответственно, по иным основаниям увольнения по дискредитирующим обстоятельствам такой отказ не должен быть препятствием для увольнения виновного работника.

Кроме запроса письменного объяснения с работника, совершившего нарушение, в ходе проведения проверки наниматель в зависимости от характера нарушения вправе опрашивать работников организации, очевидцев произошедшего (с их согласия), проверять внутреннюю документацию, привлекать на договорной основе экспертов (ауди-торов, оценщиков и других специалистов сторонних организаций для дачи профессиональных заключений), проводить инвентаризацию имущества, направлять запросы в государственные органы, учреждения и прочие организации. Заметим, что наниматель может получать сведения и документацию от третьих лиц только на добровольной основе. Декрет № 5, а также иные акты трудового законодательства не предоставляют право нанимателю при проведении проверки проводить обыск, личный досмотр, допросы или требовать от работников прохождения проверки с применением спецтехники.

При проверке должна быть соблюдена объективность. Для этого необходимо исключить обстоятельства, вызывающие сомнения в беспристрастности членов комиссии.

Сбор необходимой информации в ходе проверки может осуществляться только гласными методами, а полученные сведения, относящиеся к совершенному деянию, должны документально оформляться по правилам делопроизводства, принятым у данного нанимателя.

В процессе проверки должны быть установлены:

— факт совершения работником нарушения; время, место, обстоятельства совершения соответствующего деяния (бездействия), а также оценка его последствий;

— вина работника и ее степень; характер и размер вреда, причиненного нанимателю;

— причины и мотивы совершения нарушения и их оценка;

— обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; причины и условия, способствовавшие совершению данного деяния.

В ходе проверки могут разрабатываться предложения о мерах дисциплинарной или иной ответственности провинившегося. Целесообразно также дополнительно подготовить рекомендации по проведению мероприятий предупредительно-профилактического характера, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению деяния.

Пример оформления предложения о даче объяснений по факту недостачи

 

Общество с ограниченной ответственностью «Версаль» Кассиру Ивановой Е.А.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

06.01.2015 № 5

г. Минск

 

О даче объяснений по факту недостачи

 

Уважаемая Елена Алексеевна!

 

Просим Вас дать объяснения по факту недостачи денежных средств в размере 16 980 000 руб. в кассе организации, выявленной в результате проведенной 29.12.2014 инвентаризации.

Объяснения просим представить в письменном виде не позднее 08.01.2015.

 

Заместитель директора Шилова Е.И.Шилова

 

 

Оформление результатов проверки, допущенных работником нарушений, влекущих увольнение по дискредитирующим обстоятельствам

Согласно п. 7 Декрета № 5 результаты такой проверки оформляются актом (служебной запиской).

Акт может состоять из трех частей — вводной, мотивировочной (описательной) и резолютивной.

Вводная часть может содержать:

основание и повод (причину) проведения проверки;

состав комиссии, проводившей проверку (с указанием должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии);

сведения о работнике, в отношении которого проводилось проверка (Ф.И.О., год рождения, образование, должность, время работы в организации, а также в занимаемой должности).

В мотивировочной (описательной) части можно указать обстоятельства и факты, установленные в ходе проверки, подтверждение установленных обстоятельств и фактов, например, совершения нарушения, вины работника, причиненного ущерба и т. д. При причинении работником ущерба указываются данные о его характере и размере, обосновывается причинная связь между деянием и наступившими негативными последствиями.

Резолютивная часть может содержать:

заключение о виновности (невиновности) работника, в отношении которого проведена проверка, с указанием мотивов и целей совершенного деяния;

предложения о возможности увольнения работника по дискредитирующим обстоятельствам, направлении материалов в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией;

предложения по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушения;

рекомендации предупредительно-профилактического характера.

К акту о результатах проверки можно приложить документы, послужившие поводом для его проведения; копия приказа о проведении проверки; докладные, служебные и объяснительные записки работника, должностных лиц и очевидцев происшедшего; документы, подтверждающие обстоятельства совершенного проступка, и т. п.

Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Член комиссии, несогласный с выводами или с содержанием отдельных положений акта, по общему правилу вправе изложить свое особое мнение в отдельном документе и приобщить его к акту с указанием на это в самом акте. Рекомендуется ознакомить работника, в отношении которого проводилась проверка, с актом под роспись.

Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее — Инструкция по делопроизводству), не упоминает такого документа, как служебная записка.

В ряде правовых актов служебная записка используется как синоним докладной записки (например, см. п. 8 Положения о порядке направления в служебные командировки за границу, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2005 № 274). Полагаем, что в данном случае при оформлении служебной записки использовать те же требования, что и при составлении докладной записки.

Примечание. В п. 118 Инструкции по делопроизводству указано, что докладной запиской является информационный документ, адресуемый вышестоящему руководителю в порядке прямого подчинения и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя.

Акт (служебная записка) со всеми прилагаемыми к нему материалами передают лицу, уполномоченному принимать решения об увольнении по дискредитирующим обстоятельствам.

По результатам проверки руководитель организации принимает решение:

— об увольнении виновного работника по дискредитирующим обстоятельствам;

— о проведении мер предупредительно-профилактического характера;

— о возвращении материалов для производства дополнительной проверки;

— о прекращении проведения проверки.

Пример оформления акта о результатах работы комиссии

 

Общество с ограниченной ответственностью «Версаль»

(ООО «Версаль»)

 

АКТ

06.01.2015 № 5

г. Минск

 

О результатах проверки нарушения, влекущего

увольнение по дискредитирующим обстоятельствам

 

Основание: приказ о создании комиссии для проведения проверки от 14.01.2013 № 5

 

Составлен комиссией:

Председатель комиссии — заместитель директора Шилова Е.И.

Члены комиссии:

юрисконсульт — Соколова С.В.,

бухгалтер — Петрова В.П.

В период с 29.12.2014 по 06.01.2015 была проведена проверка по факту недостачи на складе товарно-материальных ценностей, а именно: 4 (четыре) монитора жидкокристаллических, инв. номера — 11111–11115.

В ходе проверки было выявлено следующее.

Согласно акту от 24.11.2014 № 15 в период проведения инвентаризации вышеуказанные товарно-материальные ценности находились на складе.

24.12.2014 на склад обратилася главный бухгалтер Шабусова В.А. с докладной запиской, завизированной директором, в соответствии с которой Сидоров И.С. должен был выдать 4 жидкокристаллических монитора. Сидоров И.С. заявил, что мониторы он выдать не может, поскольку их нет на складе. После чего Шабусова В.А. обратилась к директору с докладной запиской о сложившейся ситуации, в результате которой не представляется возможным обеспечить работников необходимой техникой.

30.12.2014 у Сидорова И.С. было затребовано объяснение по факту отсутствия на складе материальных ценностей.

Сидоров И.С. с 06.06.2013 работает в ООО «Версаль» кладовщиком. С ним заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В трудовую функцию кладовщика включены работы по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей на складе ООО «Версаль», а также сохранности товарно-материальных ценностей.

В соответствии с должностной инструкцией кладовщика (утв. 06.06.2013) работник обязан сдавать ключи от склада в конце каждого рабочего дня и получать их в начале рабочего дня. При этом в журнале учета выдачи-сдачи ключей от помещений ООО «Версаль» делается соответствующая отметка. Однако в нарушение должностной инструкции, с которой работник был ознакомлен под роспись, ключи от склада, выданные Сидорову И.С. 24.12.2014, не были им возвращены по окончании рабочего дня. Это подтверждается отсутствием соответствующей записи в журнале учета выдачи-сдачи ключей.

30.12.2014 Сидоров И.С. устно пояснил, что ключи не были сданы им по забывчивости, однако письменное объяснение он давать отказался. Сидоров И.С. является единственным кладовщиком ООО «Версаль», и только он имеет доступ к комплекту ключей от склада. Второй комплект ключей от склада хранится в опломбированном ящике в административно-хозяйственном отделе, и завладеть им на момент исчезновения со склада товарно-материальных ценностей никто не мог. На месте осмотра склада не было выявлено следов взлома или использования отмычек при открывании двери склада.

30.12.2014 в связи с отказом Сидорова И.С. дать письменные объяснения по факту отсутствия на складе товарно-материальных ценностей был составлен соответствующий акт.

Действия Сидорова И.С. содержат в себе признаки совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим товарные ценности, что дает основание для утраты доверия к нему со стороны нанимателя.

Сидоровым И.С. не выполнено требование должностной инструкции в части обязательной сдачи ключей от склада после окончания рабочего дня. При этом комиссией исключен факт завладения ключами от склада посторонними лицами.

На складе отсутствуют товарно-материальные ценности, вверенные Сидорову И.С. в соответствии с договором о полной материальной ответственности. При этом Сидоров И.С. не смог представить документы, которыми бы подтверждался факт передачи материальных ценностей работникам ООО «Версаль» в соответствии с заявками, оформленными надлежащим образом.

Исходя из установленных обстоятельств, считаем, что кладовщика Сидорова И.С. возможно уволить по дискредитирующим обстоятельствам — по п. 2 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь (совершение работником, непосредственно обслуживающим материальные ценности, виновных действий, которые явились основанием для утраты к нему доверия со стороны нанимателя).

 

Председатель комиссии Шилова Е.И.Шилова

 

Члены комиссии:              С.В.Соколова

В.П.Петрова

 

С актом ознакомлен И.С.Сидоров

06.01.2015

 

Учет служебных расследований

Для учета всех проверок нарушений, которые могут повлечь увольнение по дискредитирующим обстоятельствам, и их результатов целесообразно завести журнал учета служебных расследований. Этот документ можно вести в электронном виде для анализа обеспечения и состояния производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины. Все материалы расследований также целесообразно хранить сброшюрованными в отдельные дела либо подшитыми в одно дело и размещенными по хронологии.

Журнал учета проверок

Рег. №

Дата акта

 Факт нарушения

 Структурное подразделение

Виновник

нарушения дисциплины труда

Решение

1

05.01.2015

30.12.2014 по результатам инвентаризации установлена недостача на складе товарно-материальных ценностей

Склад

Кладовщик

Сидоров И.С.

Увольнение по дискредитирующим обстоятельствам, приказ № 4-к от 20.01.2015

 

Хранение локальных документов о проверке

Декрет № 5 в п. 7 установил для актов и служебных записок, составляемых по результатам проверки, а также для объяснений срок хранения в организации не менее 5 лет.

 

Владимир САМОСЕЙКО, юрист

 

Статья опубликована в журнале «Кадоровик. Управление персоналом» №1 (2015).

Вы можете подписаться на журнал прямо сейчас!

 

11739