Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По рекламе и размещению в Юркаталоге звоните:

+375 44 77-361-33

Проблемы доходов ФСЗН и практика их решения

Столкнувшись с проблемой роста задолженности по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, государство нашло «оригинальный» способ ее решения. Усилиями Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – ФСЗН), подкрепленными действиями судебной власти, проблему стали решать методом усиления штрафных санкций, применяемых к плательщикам обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.

В чем суть проблемы неуплаты платежей в бюджет ФСЗН и как следует решать ее правовыми средствами? Ответы на эти вопросы предлагаются в настоящей статье.

 

Состояние экономики и платежи в бюджет ФСЗН

 

Республика Беларусь провозгласила себя правовым государством, в котором установлен принцип верховенства права. Согласно этому принципу  государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. При этом каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом, а судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону (см. статьи 1, 7, 60, 110 Конституции Республики Беларусь).

Приведенные конституционные нормы, увы, не всегда реализуются в действительности.

Не является исключением и болезненная для субъектов хозяйствования сфера уплаты обязательных платежей, включая платежи в бюджет ФСЗН.

Своевременная и полная уплата субъектами хозяйствования платежей в бюджет ФСЗН служит основой для выполнения государством обязанности по обеспечению своевременного финансирования страховых выплат, выплаты пенсий и пособий гражданам Республики Беларусь. Средства Фонда используются и на другие нужды (финансирование строек и объектов, включенных в государственные инвестиционные программы, финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, мероприятий по обеспечению занятости населения, развитию учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам и прочее – см. статьи 8, 9 Закона Республики Беларусь от 31.12.2013 № 97-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2014 год» и Приложение 2 к этому закону).

Обязательные страховые взносы плательщиков в бюджет ФСЗН, равные в общем случае 35% (34 % исчисляет работодатель, 1 % – удерживается из выплат работнику), работодатель перечисляет в бюджет ФСЗН (см. статью 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»). По некоторым данным на обязательные выплаты на социальное страхование приходится почти треть изымаемых у населения средств [1].

Между тем экономическая ситуация, сложившаяся в стране в последнее время, не позволяла достаточно большому числу хозяйствующих субъектов уплачивать платежи в бюджет ФСЗН полностью и в срок.

Так, Национальный банк Республики Беларусь констатирует замедление темпов экономического роста, увеличение доли убыточных организаций (в январе-феврале 2014 года убыточными были 1 543 организации (или 19, 3 % от общего количества) против 1 057 организации (13, 2 %) за январь-февраль 2013 года. При этом сумма чистого убытка увеличилась в 2, 1 раза и составила 3 755, 0 млрд. руб. [2, с. 6 – 7; 3, с. 8 – 9][1].

Национальный статистический комитет Республики Беларусь приводит следующие данные: за I квартал 2014 года убыточными были 1 455 организаций, или 17, 8 % от общего количества организаций, учитываемых в текущем порядке (за первый квартал 2013 года – 924 организации, или 11, 3 %). Сумма чистого убытка убыточных организаций за первый квартал 2014 года составила 4, 9 трлн. рублей, или в 2 раза больше, чем за первый квартал 2013 года [4].

За год (с 01.03.2013 по 01.03.2014) просроченная кредиторская задолженность увеличилась в 1, 9 раза, просроченная дебиторская – в 1, 7 раза. За январь-март 2014 года остатки денежных средств на счетах организаций снизились на 15, 7 % (годом ранее – на 8, 6 %). Текущая платежеспособность предприятий (отношение денежных средств к просроченной кредиторской задолженности) по сравнению с началом года существенно снизилась и на 1 марта 2014 года составила 99, 7 % против 129, 1 % на 1 января 2014 года [2, с. 6 – 7; 3, с. 8 – 9] .

Данная экономическая ситуация сказалась и на состоянии уплаты налогов. По состоянию на 1 мая 2014 года задолженность по налогам и сборам составила 442, 9 млрд. рублей и выросла за апрель на 254, 4 млрд. рублей (в 2,3 раза) [5].

Не лучшим образом обстоят дела и с платежами в бюджет ФСЗН. По данным Фонда в 2013 году сумма просроченной задолженности по этим платежам составила 288, 6 млрд. рублей, что в 31, 7 раза превышает этот же показатель кризисного 2011 года

Видимо, наличием просроченной задолженности по платежам в бюджет ФСЗН было обусловлено выделение из республиканского бюджета в бюджет ФСЗН субвенции на возмещение расходов на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, в сумме 1, 328 триллиона руб., предусмотренной пунктом 2 статьи 6 Закона Республики Беларусь от 31.12.2013 № 95-З «О республиканском бюджете на 2014 год»[2] (Закон Республики Беларусь от 26.10.2012 № 432-З «О республиканском бюджете на 2013 год» выделение такой субвенции не предусматривал). В конечном счете, бюджет ФСЗН за 2013 год был исполнен с дефицитом в 522 811 709, 2 тыс. рублей [12].

На столь высокий уровень задолженности в бюджет ФСЗН государство отреагировало не только выделением бюджету ФСЗН субвенции, но и принятием Указа Президента Республики Беларусь от 21.02.2014 № 87 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования», которым внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 и Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденное этим Указом (далее – Положение № 40).

В соответствии с названным законодательным актом Главы государства с 27.02.2014 органы ФСЗН наделены, в частности, правом приостанавливать операции плательщиков по текущим (расчетным) банковским счетам, а также получать от банков информацию об остатках и движении средств на этих счетах в случаях неуплаты либо неполной уплаты плательщиками платежей в бюджет фонда. Одновременно банкам запрещено открывать плательщикам указанные счета при наличии решения органов ФСЗН о приостановлении операций по его счетам.

Не остался в стороне и Фонд. Понятно, что улучшение состояния дел в экономике является наиболее действенным способом решения проблемы неплатежей в бюджет ФСЗН. Не имея объективных возможностей непосредственно влиять на состояние экономики, Фонд начал принимать экстренные меры по решению проблемы неплатежей в свой бюджет – как предусмотренные законодательством, так и выходящие, на наш взгляд, за его рамки.

Но вначале о том, какие легальные меры по ликвидации задолженности в бюджет ФСЗН предусмотрены в законодательстве.

 

Уплачиваем платежи за счет дебиторов

 

Положение 40 предусматривает достаточно жесткий режим, обеспечивающий уплату плательщиками платежей в бюджет ФСЗН.

Еще в 2000 году соответствующим указом Президента Республики Беларусь было предусмотрено, что в случае отсутствия средств на счетах плательщиков причитающиеся платежи в бюджет ФСЗН взыскиваются в бесспорном порядке по распоряжению органов фонда со счетов их дебиторов, а списание средств производится на основании заявления плательщика с указанием дебитора и акта сверки задолженности (см. пункт 21 Положения об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 05.06.2000 № 318 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты»).

В настоящее время в пункте 22 Положения № 40 по этому поводу указано, что в «В случае отсутствия средств на текущих (расчетных) счетах плательщиков подлежащие уплате обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет Фонда взыскиваются в бесспорном порядке по постановлению уполномоченных должностных лиц органов Фонда с текущих (расчетных) счетов их дебиторов (за исключением финансируемых из средств республиканского и местного бюджетов на основании бюджетной сметы). Списание средств производится на основании представленных плательщиком заявления с указанием в нем дебитора, копии гражданско-правового договора и акта сверки расчетов между плательщиком и его дебитором».

Другими словами, в отсутствие средств на счетах плательщика платежей в бюджет ФЗСН предусмотрена их уплата в принудительном порядке за счет средств дебиторов. И лишь при отсутствии у плательщика и его дебиторов денежных средств взимание недоимок и пеней производится путем обращения взыскания на имущество плательщика в порядке, установленном законодательством (пункт 23 Положения № 40).

Объективная невозможность плательщика уплатить платежи за счет собственных средств компенсируется за счет уплаты их в принудительном порядке за счет средств дебиторов.

Требуется лишь, чтобы плательщик платежей в бюджет ФЗСН своевременно направил банку поручение на перечисление сумм платежей в полном объеме, чтобы он своевременно представил органу ФЗСН указанное выше заявление об уплате платежей за счет дебиторов с приложением соответствующих документов.

Как следствие, органы ФСЗН не применяли административную ответственность по статье 11.54 КоАП за неуплату или неполную уплату обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет ФСЗН (штраф на ИП или юридическое лицо, которая установлена в размере 20 % начисленной (доначисленной) суммы указанных платежей).

Руководство Фонда обоснованно признавало, что в этой статье КоАП не предусмотрена административная ответственность за такую неуплату по причине отсутствия на счетах плательщиков средств, достаточных для исполнения своевременно направленных поручений на перечисление платежей в бюджет ФСЗН в полном объеме. Письменные разъяснения руководства Фонда по этому поводу размещались в средствах массовой информации и иных общедоступных источниках, в том числе в электронных базах нормативных правовых актов (см., например: [13, абзац 24]).

 

Административная практика органов ФСЗН и судов

 

В связи с ростом просроченной задолженности по платежам в бюджет ФСЗН в 2013 году на уровне руководства Фонда принято решение об «активизации» работы по применению мер административной ответственности.

Поставлена и реализована задача привлечения к административной ответственности по статье 11.54 КоАП за неуплату, несвоевременную и (или) неполную уплату обязательных платежей в бюджет ФСЗН, если плательщик не выполнил эту обязанность по причине отсутствия средств на их текущих (расчетных) счетах. Эта задача озвучена первыми лицами ФСЗН,  нашла отражение в его решениях [13, абзац 27; 8, пункт 10 Основных задач на 2014 год]. Указаны и способы решения этой задачи. На официальном сайте Фонда безапелляционно заявлено, что «нарушение плательщиком срока уплаты взносов либо их уплата в неполном объеме (независимо от причин, в том числе и при отсутствии на счетах плательщика денежных средств) образует состав административного правонарушения» [14].

Данные ФСЗН, размещенные на его официальном сайте, свидетельствуют, что количество лиц, наказанных судами по протоколам ФСЗН об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.19, 11.54, 11.61 и 23.16 КоАП, выросло в 2013 году в 2, 4 раза в сравнении с 2012 годом (соответственно 9 671 и 4 019 оштрафованных лиц). Сумма наложенных на них штрафных санкций возросла в 2013 году до 29, 4 млрд. рублей (в 2012 году – 2, 5 млрд. руб.) или в 11, 7 раза.

«Активизация» работы по применению мер административной ответственности работает на пополнение бюджета ФСЗН, поскольку в соответствии с ежегодно принимаемыми в стране законами о бюджете этого фонда на очередной год суммы административных штрафов за нарушение неуплату или неполную уплату обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование и иные указанные административные правонарушения зачисляются в доходы бюджета Фонда в полном объеме (см., например, статью 5 Закона Республики Беларусь от 31.12.2013 № 97-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2014 год»).

Еще несколько красноречивых цифр.

«Активизация» работы по привлечению к административной ответственности по статье 11.54 КоАП привела к тому, что в 2013 году количество лиц, оштрафованных по этой статье КоАП, достигло 4 794 (рост в 4, 7 раза в сравнении с 2012 годом), а по оштрафованным юридическим лицам и того более: рост в 7, 3 раза (в 2012 – 526, в 2013 – 3 868). За первый квартал 2014 года по статье 11.54 КоАП оштрафовано 1 768 юридических лиц или почти половина (45, 7 %) от числа всех юридических лиц, подвергшихся штрафу за весь 2013 год. Характерно, что за период с 2007 года по первый квартал 2014 года не было прекращено ни одного дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 11.54 КоАП, за отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 9.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП)), в связи с малозначительностью административного правонарушения (по статье 8.2 КоАП) или в связи с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность (по статье 8.3 КоАП).

Увеличение сумм налагаемых административных штрафов не связано с улучшением показателей их фактической уплаты (взыскания). Анализ данных статистики и ежегодно утверждаемых Парламентом отчетов об исполнении бюджета ФСЗН за прошедший год показывает, что удельный вес уплаченных (взысканных) административных штрафов за административные правонарушения, относящиеся к подведомственности ФСЗН, в общем объеме административных штрафов, наложенных на плательщиков и должностных лиц, в 2011 году составил 75, 4 %, в 2012 году – 77, 8 %, в 2013 году – 51, 1 %.

Показательно, что в общем объеме штрафных санкций, уплаченных (взысканных) по постановлениям о наложении административных взысканий за административные правонарушения, относящиеся к подведомственности ФСЗН, большинство приходится на штрафы, наложенные за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 11.54 КоАП. Так, в 2012 году их удельный вес составил 60, 9 %, в 2013 году подавляющее большинство уплаченных (взысканных) штрафов (98, 9 %) пришлось на административные правонарушения, предусмотренные статьей 11.54 КоАП.

Взлетели и суммы штрафных санкций, налагаемых за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 11.54 КоАП. Если в 2012 году величина наложенных штрафов составляла 1, 62 млрд. руб., то в 2013 она превысила 26, 83 млрд. руб. (рост в 16, 5 раза). При этом увеличение сумм наложенных штрафов было обратно пропорционально уровню их уплаты (взыскания). Если в 2012 году было взыскано 73, 2 % суммы наложенных штрафов, то в 2013 году лишь 55, 1 %, а в первом квартале 2014 года и того меньше – 35, 2 % .

 

Закон или «установка»?

 

Связана ли указанная «активизации» работы по применению мер административной ответственности по статье 11.54 КоАП только с потребностями пополнения бюджета или же в ее основе лежат изменения в законодательстве об административных правонарушениях или в иных законодательных актах?

Анализ показывает, что в 2013 – 2014 годах ни в законодательство об уплате платежей в бюджет ФСЗН, ни в законодательство об административных правонарушениях не вносились какие-либо изменения или дополнения, которые могли послужить основой для такого кардинального изменения административной практики.

Следовательно, были и остаются неизменными основополагающие принципы административной ответственности по статье 11.54 КоАП. Они заключаются в следующем.

Так, в силу части 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Согласно статей 3.2, 3.3 и 3.5 КоАП вина ИП в неуплате или неполной уплате платежей в бюджет ФСЗН проявляется в форме умысла или неосторожности, вина юридического лица налицо, если им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

Очевидно, что если плательщик выполнил в полном объеме и в установленный срок указанные выше правила уплаты платежей в бюджет ФСЗН, предусмотренные Положением № 40 (в том числе за счет дебиторов), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, то отсутствует его вина в неуплате платежей в бюджет ФСЗН. Следовательно, в таких случаях дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 11.54 КоАП, не может быть начато, а начатое подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

Практика показывает, что отдельные органы ФСЗН, игнорируя указанные предписания Положения № 40 и КоАП, получив заявление плательщика о взыскании платежей за счет указанных в этом заявлении дебиторов, копии гражданско-правовых договоров и актов сверки расчетов между плательщиком и его дебиторами, не выносят постановлений о взыскании в бесспорном порядке  платежей с текущих (расчетных) счетов их дебиторов, что должны делать в обязательном порядке, а не по своему усмотрению. Вместо этого ими составляются протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 11.54 КоАП, которые рассматриваются районными (городскими) судами и, несмотря на доводы плательщиков, последние признаются виновными и штрафуются в процентном отношении к сумме неуплаченных в срок платежей в бюджет ФСЗН (20% начисленной (доначисленной) суммы указанных платежей). По существу, в таком случае органы ФСЗН и суды следуют принципу объективного вменения (ответственность без вины), что противоречит принципу виновной ответственности (принципу субъективного вменения), закрепленному в статье 4.2 КоАП.

О том, что органы Фонда игнорируют обязанность по погашению задолженности в бюджет ФСЗН за счет обращения взыскания на денежные средства дебиторов обращал внимание Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь еще в 2005 году в своем постановлении от 29.06.2005 № 27 «О некоторых вопросах взыскания (уплаты) обязательных платежей в пользу Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» [23, абзац 18].

За счет штрафной 20 % «надбавки», полагаем, незаконно применяемой судами с подачи органов Фонда, явочным путем существенно увеличено и так нелегкое бремя платежей в бюджет ФСЗН, а приходная часть этого бюджета значительно пополнилась.

Так, в 2012 году в бюджет Фонда было зачислено 1, 18 млрд. руб. административных штрафов, наложенных за административные правонарушения, предусмотренные статьей 11.54 КоАП, в 2013 году – 14, 8 млрд. руб. (в 12, 4 раза больше), в первом квартале 2014 года – 4, 82 млрд. руб. (почти треть того, что взыскано за весь 2013 год). Заметим, что справедливость и экономическая обоснованность размера административного штрафа в указанной величине, установленного еще в 2000 году, ставились под сомнение представителями высшей судебной власти хозяйственных (ныне экономических) судов, которые, анализируя практику применения штрафных санкций в 2004 – 2005 годов, указывали на необходимость рассмотрения возможности его уменьшения [24, абзац 74].

Жалобы в областные суды на предмет отмены указанных  постановлений нижестоящих судов не всегда удовлетворяются. Некоторые судьи областных судов, признавая вне рамок официальной процедуры рассмотрения жалоб незаконность таких постановлений, ссылаются в оправдание своих незаконных решений по таким жалобам на установку Верховного Суда Республики Беларусь, согласно которой указанная позиция органов ФСЗН является соответствующей законодательству и у суда отсутствуют основания для прекращения таких дел об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

Сказанное судьями и сделанное ими в соответствии со сказанным явно противоречит конституционному принципу независимости судей и подчинении их только закону (статья 110 Конституции Республики Беларусь). Вынося постановление, которым оставляется без изменения заведомо незаконное для них постановление нижестоящего суда, а жалоба на него без удовлетворения, областные судьи совершают преступление, предусмотренное статьей 392 УК (вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта).

 

Легко ли добиться законности в сфере платежей в бюджет ФСЗН

 

Не нам судить, есть ли такая установка оставлять в силе заведомо незаконные постановления о наложении штрафа по статье 11.54 КоАП или же она – плод воображения служителей Фемиды. Но коль скоро такая незаконная, на наш взгляд, практика применения административной ответственности по статье 11.54 КоАП имеется, Верховный Суд страны обязан высказаться ясно и однозначно по этому поводу, незамедлительно истребовать такие дела для изучения и принять соответствующие решения, доведя их до сведения более чем полумиллионной армии плательщиков в бюджет ФСЗН (на начало 2014 г. их число равнялось 535 209). Верховный Суд Республики Беларусь должен подтвердить, что он был и остается гарантом законности в стране.

Автор данной статьи с марта 2014 года неоднократно обращался в ФСЗН и Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, ставя вопрос о незаконности практики органов ФСЗН, и неоднократно за подписью первых лиц этих республиканских органов государственного управления получал ответ о ее соответствии законодательству.

На обращения автора по этому же вопросу Генеральная прокуратура Республики Беларусь реагировала пересылкой обращений в ФСЗН и Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Похоже, потребуется специальное указание Главы государства для того, чтобы нарушения органами ФСЗН и судами утвержденного Президентом Положения № 40 и КоАП стали предметом прокурорского реагирования. Неужто без таких указаний так и останутся лишь словами, написанными на бумаге, конституционные положения и положения Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» об обязанностях прокуроров принимать меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций?

Если судебная практика будет и дальше идти по пути, на который, игнорируя законодательный акт Главы государства, встали органы ФСЗН, то завтра все субъекты хозяйствования, находящиеся «на картотеке», а таких немало в нынешней экономической ситуации, будут поставлены на колени, а потом и лягут, обязанные платить штрафы за правонарушения, которых они не совершали.

Такая практика органов ФСЗН и судов противоречит политике Президента Республики Беларусь, нашедшей отражение в Положении № 40, и, как отмечалось в постановлении Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 29.06.2005 № 27, приводит многих из должников к грани банкротства [24, абзац 20], она способна сказаться негативно на процессах, связанных с закрытием предприятий, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями для государства, общества, субъектов хозяйствования и граждан.

 

Список использованных источников.

 

1. Пять месяцев в год белорусы работают на государство // Электронный ресурс. Режим доступа: http://finance.tut.by/news402271.html. Дата доступа: 06.06.2014.

2. Отчет Национального банка Республики Беларусь за 2013 год, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 16.05.2014 № 221 // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/report/report2013.pdf. Дата доступа: 27.05.2014.

3. Отчет Национального банка Республики Беларусь за 2012 год, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29.04.2013 № 210 // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/report/report2012.pdf. Дата доступа: 27.05.2014.

4. Об убыточных организациях Республики Беларусь в I квартале 2014 г. // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/unprofitable_organisations.php. Дата доступа: 31.05.2014.

5. Исполнение бюджета сектора государственного управления (республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь) за январь-апрель 2014 года // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/budget_execution/analytical_information/2014/c0a20782c35923b9.html. Дата доступа: 05.06.2014.

6. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2011 год // Официальный сайт Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ssf.gov.by/priside/about/publications/~page__m17=1~news__m17=471. Дата доступа: 27.05.2014.

7. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2012 год // Официальный сайт Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ssf.gov.by/priside/about/publications/~page__m17=1~news__m17=573. Дата доступа: 27.05.2014.

8. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2013 год // Официальный сайт Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ssf.gov.by/priside/about/publications/~page__m17=1~news__m17=702. Дата доступа: 27.05.2014.

9. Закон Республики Беларусь от 02.07.2011 № 276-З «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за 2010 год» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 77. – 2/1828.

10. Закон Республики Беларусь от 09.07.2012 № 386-З «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за 2011 год» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 2012. – 2/1938.

11. Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 37-З «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2012 год» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 2013. – 2/2035.

12. Закон Республики Беларусь от 14.07.2014 № 187-З «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2013 год» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 2014. – 2/2185.

13. Грихутик, В.И. Некоторые вопросы ответственности за неуплату или неполную уплату взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (по состоянию на 03.10.2013) / В.И.Грихутик // Справочная правовая информационная система «КонсультантПлюс». Электронный ресурс. – Мн.: ООО «ЮрСпектр», 2014.

14. Официальный сайт Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/statesocialinsurance/audit/responsibility/. Дата доступа: 27.05.2014.

15. Отдельные показатели об административных правонарушениях за 2007 г. – Мн.: МВД Республики Беларусь, 2008.

16. Отдельные показатели об административных правонарушениях за 2008 г. – Мн.: МВД Республики Беларусь, 2009.

17. Отдельные показатели об административных правонарушениях за 2009 г. – Мн.: МВД Республики Беларусь, 2010.

18. Отдельные показатели об административных правонарушениях за 2010 г. – Мн.: МВД Республики Беларусь, 2011.

19. Отдельные показатели об административных правонарушениях за 2011 г. – Мн.: МВД Республики Беларусь, 2012.

20. Отдельные показатели об административных правонарушениях за 2012 г. – Мн.: МВД Республики Беларусь, 2013.

21. Отдельные показатели об административных правонарушениях за 2013 г. – Мн.: МВД Республики Беларусь, 2014

22. Отдельные показатели об административных правонарушениях за первый квартал 2014 г. – Мн.: МВД Республики Беларусь, 2014.

23. Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 29.06.2005 № 27 «О некоторых вопросах взыскания (уплаты) обязательных платежей в пользу Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» // Справочная правовая информационная система «КонсультантПлюс». Электронный ресурс. – Мн.: ООО «ЮрСпектр», 2014.

24. Каменков, В.С. О некоторых вопросах взыскания обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (по состоянию на 01.03.2006) / В.С.Каменков, П.Г.Черемисин // Справочная правовая информационная система «КонсультантПлюс». Электронный ресурс. – Мн.: ООО «ЮрСпектр», 2014.


[1] По итогам января-августа 2014 г. почти 55 % предприятий, учитываемых официальной статистикой, были убыточными либо относились к числу низкоэффективных (Заяц, Д. Почти 55 % белорусских предприятий являются убыточными или низкоэффективными / Д.Заяц //
Электронный ресурс. Режим доступа:  http://news.tut.by/economics/420311.html. Дата доступа: 21.10.2014).

[2] Согласно подпункту 1.51 пункта 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь под субвенцией понимается межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов (примеч. авт.).

Алексей Лукашов,

старший юрист международной юридической компании «RAIDLA LEJINS & NORCOUS»,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь

4777