Заказать консультацию



Спасибо, мы скоро с вами свяжемся.

По рекламе и размещению в Юркаталоге звоните:

+375 44 77-361-33

О том, как Иван Иванович стучался в «Одно окно» налоговой инспекции

В одном белорусском городе жил-был индивидуальный предприниматель Иван Иванович Иванов. Был женат и растил ребенка, с которым его жена находилась в «декретном» отпуске. Жена, будучи в отпуске, получала только пособие по уходу за ребенком до трех лет. Других доходов у нее не было.

В начале февраля 2006 года Иван засел за подготовку декларации о совокупном годовом доходе за 2005 год. Открыл новую редакцию Закона «О подоходном налоге с физических лиц», почитал его и понял интересную вещь, до которой раньше не додумался… А жена-то, выражаясь языком Закона, является ему ни кем иным, как иждивенцем, на которого полагается стандартный налоговый вычет в размере двух базовых величин в месяц!

Этот вывод Иванова обрадовал – как-никак, налог по совокупному доходу уменьшается на 100 с лишним тысяч. Осталось только получить справку о том, что жена кроме пособия на ребенка других доходов в 2005 году не имела, приложить эту справку к декларации и отправить декларацию в налоговую инспекцию.

Иванов позвонил в налоговую инспекцию по месту прописки жены (прописаны они были в разных районах), чтобы узнать порядок выдачи этой ценной справки. На другом конце провода не очень дружелюбный женский голос сказал Иванову, что ему необходимо явиться в ИМНС и написать заявление на выдачу такой справки, а потом явиться еще раз через пять дней и справку получить. Иван поинтересовался тем, почему так долго готовиться справка, ведь все данные на его жену, по идее, должны быть в компьютере – ввел запрос, получил ответ, распечатал справку. Зачем ему, занятому бизнесом человеку, тратить свое бесценное время на два похода в налоговую?.. На это он получил ответ – такова процедура.

- ОК, а можно ли отправить заявление по почте и получить справку тоже по почте? — стал подыскивать варианты Иван.

- А у вас получиться грамотно составить заявление? И вам все равно придется идти в инспекцию за получением справки. По почте мы справки не высылаем…

Трубку бросили.

От вопроса про способность грамотного составления заявления Иван немного опешил. А брошенная трубка вообще не лезла ни в какие ворота…

Пришлось позвонить по «телефону доверия» Министерства по налогам и сборам (206 53 53):

- Скажите пожалуйста, — начал Иван. – А сотрудники налоговых органов должны быть вежливы с налогоплательщиками?

- Мы на такие вопросы не отвечаем, – парировал мужчина, ответивший по «телефону доверия».

- Ладно, поставлю вопрос по-другому – запишите пожалуйста жалобу на хамское отношение сотрудницы налоговой инспекции к налогоплательщику…

Товарищ с «телефона доверия» долго отказывался записывать жалобу, ссылаясь на то, что сейчас пора приема деклараций, поэтому налоговым инспекторам приходится туго, поэтому какие-то перекосы в их работе возможны… Но в итоге записал и про брошенную трубку, и про сомнения в способностях Ивана грамотно составить заявление, и про то, что по почте налоговая инспекция справок не высылает… Правда, разобрались с этой жалобой или нет, не известно – Иван не представлялся, поэтому ответа ему, разумеется, не присылали.

Затем Иван поинтересовался, а должна ли налоговая инспекция высылать справку по почте, если заявление на ее выдачу получено также по почте. На этот вопрос на том конце провода ответить не смогли и дали телефон специального отдела МНС, где бы могли по нему проконсультировать (222 61 24).

Иван набрал третий номер, обрисовал ситуацию.

- Ваша ситуация разрешается элементарно, — успокоил Ивана компетентный мужской голос сотрудника МНС. – В налоговых органах началась работа по принципу «одного окна». Нет у вас времени или желания идти в инспекцию за справкой, пишите письмо, указываете в заявлении все необходимые данные и отправляете его по почте.

И справку вашу вам тоже обязаны выслать по почте в течение 5-ти рабочих дней с момента получения заявления. Необходимые реквизиты заявления вы можете посмотреть в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2005 г. N 1431«О порядке организации работы с гражданами в налоговых органах по выдаче справок и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь». Удачи!

Не теряя времени, Иван открыл названное ему постановление Совмина, составил заявление по всем правилам и отправил его в налоговую инспекцию по месту прописки жены. «Отлично, — стал подсчитывать в уме Иван. – Дней через десять справку мне пришлют, приложу ее к декларации и отправлю. А то уже несколько лет подряд удается отправить декларацию только в самый последний день и то – перед закрытием почтамта».

Но не тут-то было…

Через десять дней справку не прислали. Через пятнадцать тоже… На шестнадцатый день Иван позвонил в канцелярию налоговой инспекции с вопросом, была ли ему выслана справка. Из канцелярии его отправили за разъяснениями в отдел, который занимается выдачей подобных справок, но там и в тот день и на протяжении еще многих дней трубку упорно не поднимали…

Пришли последние дни февраля, и, не получив справки, Иван отправил декларацию без нее. Правда, к декларации он приложил текст заявления и копию уведомления о вручении его письма налоговой инспекции по месту прописки жены. Также Иван написал в декларации, что справка до сих пор им не получена, и попросил свою налоговую инспекцию самостоятельно запросить по каналам налоговых органов необходимую информацию об отсутствии у его жены доходов, кроме пособия по уходу за ребенком.

Через месяц после отправки Иваном заявления на выдачу справки его жене позвонили из налоговой инспекции по месту ее прописки и попросили явиться за ее (!) справкой. Сославшись на то, что у нее на руках маленький ребенок и что справку заказывала не она, а муж, жена Иванова в ИМНС приходить отказалась. На это ей ответили, что в таком случае ее мужу вышлют по почте отказ в выдаче справки, поскольку ему такую справку они выдать не могут, так как информация из этой справки касается не его самого, а его жены…

Еще через какое-то время на имя жены Иванова пришло заказное письмо с долгожданной справкой.

Иванов решил докопаться до истины и отправил запрос по сложившейся ситуации в МНС. В запросе он задал семь конкретных вопросов, надеясь получить семь конкретных ответов:

1. Может ли предприниматель направить заявление в ИМНС по месту жительства жены с просьбой предоставить ему справку о том, что кроме пособия на ребенка, его жена иного дохода не получает?

2. Обязана ли эта ИМНС предоставить предпринимателю такую справку при условии, что в заявлении предпринимателя указаны все предусмотренные законодательством данные? В какой срок?

3. Обязана ли эта ИМНС в описываемом случае предоставить эту справку по почте?

4. Может ли в описываемом случае ИМНС отказать предпринимателю в предоставлении такой справки? Если да, то по каким основаниям и исходя из каких нормативных правовых актов?

5. В течение какого срока ИМНС должна направить предпринимателю такой отказ?

6. Обязан ли предприниматель прилагать к декларации о совокупном годовом доходе какие-либо подтверждающие документы? Если да, то на основании каких нормативных правовых актов?

7. Если к декларации о совокупном годовом доходе не приложены подтверждающие документы (в частности, справка о том, что жена предпринимателя не получает иного дохода, кроме пособия по уходу за ребенком), может ли ИМНС, куда подана декларация, запросить подтверждение соответствующих сведений в другой ИМНС (в частности, в ИМНС по месту жительства жены предпринимателя)?

МНС переслало запрос Иванова в городскую ИМНС, через месяц та предоставила Иванову ответ. Конкретных (пронумерованных) ответов на вопросы Иванова в письме городской ИМНС не было, однако после неоднократных прочтений Иванов худо-бедно вычленил из текста ответы на шесть из поставленных им вопросов. На последний, седьмой, вопрос ответа не было.

Не будем переписывать ответ городской ИМНС полностью, однако основные моменты все же процитируем:

«Порядок выдачи справок об отсутствии у налоговых органов сведений о получении иждивенцем других доходов, кроме государственного пособия семьям, воспитывающим детей, определен Порядком организации работы с гражданами в налоговых органах по выдаче справок, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2005 г. № 1431 … (далее -Постановление).

В соответствии с Постановлением для получения такой справки гражданин представляет в налоговый орган по месту постановки на учет (месту жительства) заявление, документы, удостоверяющие его личность, дееспособность (гражданскую дееспособность), полномочия на совершение действий от имени и в интересах других граждан. …

Обращаем Ваше внимание, что за получением справки обращается гражданин, в отношении которого данная справка выдается (выделено нами – И.Л.), либо его представитель, действующий на основании удостоверенной в установленном порядке доверенности.

Срок выдачи справки, согласно Постановления, составляет 5 рабочих дней со дня поступления заявления, справка действительна в течение календарного года, в котором она выдана.

В случае, если гражданином в представленном в инспекцию заявлении сделана отметка с просьбой выслать справку почтовым отправлением, то налоговым органом справка высылается в установленные для ее выдачи сроки.

В соответствии с пл. 2.5 п. 2 Постановления в случае нарушения гражданином установленного порядка обращения за выдачей справки (в том числе непредставления необходимых документов и (или) сведений), а также, если в результате рассмотрения заявления о выдаче справки будет установлена невозможность подтверждения соответствующего факта, налоговый орган в сроки, установленные для выдачи справки, направляет гражданину сообщение об отказе в выдаче справки с изложением мотивов отказа.

При этом, в соответствии с п.п. 1.10 п. 1 ст. 22 Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь, плательщик обязан представить документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот. …»

Следует отметить, что изначально Иванов не увидел ответа и на шестой свой вопрос (им оказался последний из процитированных абзацев), поэтому он отправил в городскую налоговую заявление с просьбой ответить на шестой и седьмой вопросы, не нашедшие отражения в полученном ответе. Кроме того, из ответа городской налоговой не явствовало прямо, кого ее специалисты считают «гражданином, в отношении которого данная справка выдается» — Иванова или его жену.

Еще через месяц из налоговой пришло второе письмо. Однако в нем был ответ только на шестой вопрос, который (как потом понял Иванов) был рассмотрен еще в первом письме. Ответ на седьмой вопрос в повторном письме все равно отсутствовал. Между тем, в повторном письме специалисты городской налоговой уже прямо указали, кого они видят в качестве «гражданина, в отношении которого данная справка выдается». Таким гражданином оказалась жена Иванова – «… за получением данной справки в налоговый орган по месту постановки на учет (месту жительства) обращается гражданин, в отношении которого данная справка выдается (т.е. Ваша супруга), либо ее представитель, действующий на основании удостоверенной в установленном порядке доверенности».

Из такого ответа Иванов сделал вывод, что сотрудники налоговых органов, отвечавшие на его письмо, посчитали, что он вообще не имел права обращаться за справкой сам, не имея от жены удостоверенной в установленном порядке доверенности…

Однако в отношении седьмого вопроса Иванов проявил настойчивость и отправил в городскую налоговую третье письмо с просьбой на седьмой вопрос все же ответить. Через две недели пришел ответ: «…Учитывая то, что на поставленные вопросы инспекцией МНС Республики Беларусь по г. Н. даны исчерпывающие ответы и повторное обращение не содержит новых доводов или вновь открывшихся обстоятельств, РЕШЕНО в соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» с изменениями и дополнениями повторное обращение гражданина Иванова И.И. считать необоснованным и переписку с ним по данному вопросу прекратить».

На седьмой вопрос Иванову так и не ответили.

18 мая Иванов позвонил на «Горячую линию МНС по вопросам подоходного налога» по телефону 287 16 18 (объявление о ее проведении он увидел в газете «Советская Белоруссия»). Иван обрисовал ситуацию и получил ответ – справку могли выслать и ему (а не обязательно только жене); если к декларации справку он не приложил, его налоговая инспекция могла сделать запрос в налоговую инспекцию его жены, чтобы получить подтверждение указанной им в декларации информации (в обоснование этого был приведен аргумент о том, что такое законодательством не запрещено и налоговые инспекции постоянно обмениваются между собой информацией). «Это же и есть работа по принципу «Одного окна»» — резюмировали на том конце провода.

Мы же можем резюмировать, что по итогам всей переписки можно выявить разные подходы к одним и тем же принципиальным вопросам у сотрудников Министерства по налогам и сборам и у сотрудников его инспекций (причем не только районной, но и городской). Давайте попробуем вывести ответы на них.

Итак, первый вопрос, кому должна была выдаваться справка – Иванову или его жене.

В Порядке организации работы с гражданами в налоговых органах по выдаче справок, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2005 г. N 1431, рассматриваемая нами справка названа так: «Справка об отсутствии у налоговых органов сведений о получении иждивенцем других доходов, кроме государственного пособия семьям, воспитывающим детей» (п. 9).

В качестве документов, необходимых для получения этой справки, названы, в частности заявление гражданина, документы, удостоверяющие его личность, дееспособность.

Подчеркнем, что в перечне документов используется уже иное понятие, нежели в названии справки – не «иждивенец», а «гражданин». Из этого, на наш взгляд, можно сделать вывод о том, что «иждивенец» и гражданин, подающий заявление – это разные лица. Кроме того, иждивенец является таковым не для себя, а для иного лица. В противном случае каждый из нас мог бы называться иждивенцем. Своим собственным.

Кроме того, зададимся вопросом – а кому нужна эта справка: «гражданину» или «иждивенцу»? Однозначно гражданину – ведь это именно ему будет производиться стандартный налоговый вычет на иждивенца.

Налагая вышесказанное на описанную ситуацию, получаем: Иванов («гражданин») подал в ИМНС заявление, в котором просил выдать справку о том, что у его жены («иждивенца») не было других доходов, кроме пособия по уходу за ребенком. Все сходится! Поэтому справку должны выдавать именно Иванову, как «гражданину», который за ней и обратился.

Возвращаясь к фразе из ответа городской ИМНС: «… за получением данной справки в налоговый орган по месту постановки на учет (месту жительства) обращается гражданин, в отношении которого данная справка выдается (т.е. Ваша супруга)» — следует с этим выводом не согласиться. Исходя из названия справки, гражданином, в отношении которого данная справка выдается, является Иванов, а не его жена, поскольку налоговая инспекция подтверждает отсутствие сведений о получении других доходов, кроме пособия, его иждивенцем, а не им самим.

Второй вопрос – о приложении справки к декларации о совокупном годовом доходе.

Действительно, в соответствии с подпунктом 1.10 п. 1 ст. 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, плательщик обязан представить документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот.

Подпункт 1.2 статьи 13 Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» предусматривает безусловное (независимое от наличия или отсутствия каких-либо документов) право плательщика на получение стандартного налогового вычета в размере двух базовых величин на каждого иждивенца за каждый месяц налогового периода – есть иждивенец, есть право на вычет.

Вместе с тем, пункты 2 и 3 той же статьи уже ограничивает эту безусловность и предусматривает, что установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются плательщику нанимателем по месту основной работы (службы, учебы) плательщика на основании документов, подтверждающих его право на такие налоговые вычеты, а если в течение налогового периода эти вычеты не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, по окончании налогового периода на основании налоговой декларации (расчета) и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы.

Таким образом, какое бы право на вычет гражданин ни имел, но, не предъявив подтверждающего документа, право свое он реализовать не сможет…

Вот тебе и широко рекламируемый принцип «Одного окна», легальное определение которого, между прочим, ни в одном НПА не дано…

Кстати по поводу этого принципа, вопрос третий – может ли одна ИМНС запросить необходимую информацию, касающуюся состоящего в ней на учете налогоплательщика, в другой ИМНС.

Это тот самый седьмой вопрос, на который городская ИМНС Иванову так и не ответила…

Здесь следует отметить такой факт. 14 октября 2005 г. «в целях создания правовых условий для совершения в интересах граждан юридически значимых действий на основе заявительного принципа «одно окно»» Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь издало постановление N 111 «О дополнительных мерах по организации взаимодействия налоговых и других государственных органов, иных организаций в целях совершения в интересах граждан юридически значимых действий».

Пункт 1.1 этого документа устанавливает, что в порядке, установленном настоящим постановлением, налоговые органы предоставляют другим государственным органам, иным организациям (далее — организации) сведения и (или) документы, необходимые для совершения в интересах граждан юридически значимых действий и касающиеся фактов, относящихся к конкретному гражданину, в отношении которого запрашиваются сведения и (или) документы.

Мы не зря выделили слово «другим» — если толковать эту норму буквально, получается, что порядок, установленный этим постановлением, не распространяется на предоставление одним налоговым органом информации по запросу другого налогового органа. В принципе, возможно применение этого порядка в отношениях между двумя налоговыми органами по аналогии. Однако описанная ситуация с подачей Ивановым декларации без приложения справки, но с просьбой запросить необходимую информацию в другой ИМНС показала, что по аналогии этот порядок применять не спешат.

Вместе с тем, общепринятое понимание принципа «Одного окна» (за неимением легального определения придется руководствоваться хотя бы таким пониманием) исходит из того, что гражданин должен совершить только одно действие – подать нечто в «Одно окно» (заявление или, как в нашем случае, декларацию) — все остальные действия делают государственные органы. В итоге на выходе гражданин должен получить готовый результат. В идеале…

Post Scriptum

Получив письмо о том, что городская ИМНС прекращает с ним переписку, Иванов в ближайшее время собирается вновь обратиться в МНС с тем, чтобы окончательно прояснить для себя работу налоговых органов по принципу «Одного окна».

4126